Демоны и тысяча чертей на московской «Ночи кино»
24 августа уже в четвертый раз пройдет всероссийская акция «Ночь кино» — в кинотеатрах, библиотеках, музеях и просто под открытым небом. В ее рамках состоятся показы фильмов и сериалов, лекции, экскурсии в производственные цеха киностудий. В Москве центральным мероприятием станет кино-театральный перформанс «Мушкетеры 40 лет спустя», посвященный юбилею советского сериала, который впервые показали в 1979 году.
Стать зрителем и участником перформанса можно будет в музее-заповеднике Царицыно, в залах Большого дворца и Хлебного дома. Перформанс будет состоять из двух частей, причем в первой части речь пойдет об истории создании телефильма — о советских 70-х, когда с микроскопическим бюджетом и чуть ли не на голом энтузиазме создавался волшебный и романтичный мир с отважными мушкетерами, несчастными королевами и коварными злодейками. На входе каждый зритель получит реквизит: плащ, веер и шляпу и сможет полностью погрузиться в атмосферу того времени.
Валерий Печейкин (автор сценария):
«Как ни странно, для нас Советский Союз — почти такая же далекая страна, как какая-нибудь Америка или Гренландия. Поэтому необходимо был напомнить себе и тем более остальным, что это было за время и как возникал художественный фильм. Некоторые детали очень ярко дают понять, как все происходило: например, то, что эфес шпаги д'Артаньяна был сделан из консервной банки. То есть советский человек с помощью подручных средств изображал жизнь Франции XVII века, которую он никогда не видел. Для него вообще вся заграница была неким сновидением. И когда ты знаешь такие вещи, начинаешь относиться к фильму с гораздо большим уважением».
Филипп Григорьян (режиссер):
«Сегодня так снимать — это был бы подвиг, а для тех лет это была нормальная жизнь. Все сделано на невероятном желании, энтузиазме и таланте. Туда вложено очень много таланта и очень мало денег. Когда смотришь фильм в первый раз, думаешь: какой ужас! Все эти костюмы из штор, ни одной сделанной декорации в кадре — все снято на натуре, поскольку не было денег. А потом смотришь в третий раз и думаешь: ни фига себе! Как они это делают? Это такая горькая радость. И вот это чувство хотелось передать, показать энтузиазм этих людей, их азарт, показать контекст того времени, когда создавался фильм. Для меня он в большей степени явление культуры, чем вклад в кинематограф. Так получилось, что я помню, как «Три мушкетера» вышли на экраны. В 1979 году мне было три года, но я помню эту черно-белую картинку в телевизоре. Я тогда жил в городе Томске, и сейчас не объяснишь людям, что реально было нечего есть. Была мороженая картошка и серые макароны, к которым ты сегодня не притронешься. А в телевизоре: «Пора-пора-порадуемся на своем веку красавице и кубку, счастливому клинку!»
Во второй части будут разыграны три сцены из фильма, причем зрители смогут стать участниками представления, выбрав себе одного из персонажей — Констанцию, королеву или миледи. Мужских ролей в ассортименте нет.
Филипп Григорьян:
«У нас в этом спектакле играют одни парни. Это же “Д'Артаньян и три мушкетера”, и в центре всей истории — четверо мужчин, поэтому мы приглашаем женщин».
Валерий Печейкин:
«На таких иммерсивных постановках женская аудитория гораздо более отзывчивая и театральная. Они не так стесняются, как мужчины. Мужчинам надо предлагать какие-то силовые упражнения — фехтовать или скакать на лошадях. Но в Екатерининском зале Большого дворца это, к сожалению, не получится».
За стенами дворца, впрочем, тоже будет на что посмотреть: на Большой поляне ансамбль Гоголь-центра Gramophonics исполнит свои версии песен из фильма (а то какие могут быть мушкетеры без ставших родными «Куклы Па» и «Красавицы Икуку»?), а в открытом кинотеатре покажут первую серию телефильма, тем более что создатели спектакля подозревают, что советских «Трех мушкетеров» видели далеко не все, кто окажется субботним вечером в Царицыне.
Филипп Григорьян:
«Для кого-то этот фильм — как для меня, например, “Весна” с Любовью Орловой. Такое ретро-ретро».
Валерий Печейкин:
«Они, конечно, знают про него, поскольку Боярский уже стал мемом, но видели ли они оригинал и что они про него понимают — это вопрос. Поэтому хотелось с помощью первой части нашего спектакля добавить к фильму несколько слов, как это делает аудиогид в галерее — чтобы скучная картина, которую ты либо не понимал, либо вообще не знал, стала интереснее».
Мушкетерским перформансом московская «Ночь кино», конечно, не ограничится: в столице у акции чуть ли не полторы сотни площадок, в числе которых есть довольно экзотические. На станции метро «Деловой центр» можно будет посмотреть «Метрополис» Фрица Ланга, на фоне высотки на Баррикадной — «Кубанских казаков», а в измайловском «Новом Вернисаже» — известный фильм про демонов, которые из-за ошибки безумного ученого отправились в прошлое, чтобы подменить нашего первого царя и, можно сказать, последнюю надежду Русского мира.
Если постараться, есть шанс попасть и на премьеры: в «Октябре» покажут «Мальчика русского» Александра Золотухина, в «Космосе» — «Француза» Андрея Смирнова, в ЦДК — получившую в Каннах Гран-при «Атлантику» сенегальского режиссера Мати Диоп, в «Юности» — режиссерский дебют Григория Добрыгина «Sheena667», в «Факеле» — китайский неонуар «Озеро диких гусей», а в Garage Screen — мистический «Бакурау» (который также известен как «Козодои») бразильцев Жулиано Дорнеля и Клебера Мендонсы Фильо. Правда, многие фильмы идут в одно время, так что придется выбирать — видимо, не больше двух в одни руки.