Павел Ливинский: Потребитель сам будет решать, где ему брать электричество
Ɔ. Какие вызовы стоят сегодня перед российскими производителями электроэнергии? И как с ними справляться?
Первый и, пожалуй, главный вызов — переход к распределенной генерации. Сегодня потребитель может сам решать, что ему выгоднее — питаться от основной сети или поставить свою генерацию, то есть децентрализация уже реально конкурирует с большой генерацией.
Ɔ. Своя генерация — это солнечные батареи?
В том числе. Но я имею в виду весь спектр: от банальных дизельных генераторов до высокотехнологичных солнечных батарей и ветрогенераторов.
Из-за того, что возобновляемые источники электроэнергии стали дешевле и создано много микросетей, стирается грань между сетью, потребителем и генератором. И потребитель начинает сам выбирать источники энергии. Например, когда дует сильный ветер или светит солнце, ему дешевле питаться от собственной генерации и накапливать энергию.
На эти вызовы мы, как оператор российских электрических сетей, должны эффективно отвечать. Во-первых, нужно работать над удешевлением работы самого сетевого комплекса, поэтому «Россети» делают упор на цифровую трансформацию. Во-вторых, нужно грамотно работать с потребителем, расширять линейку услуг и тарифов, позволить ему управлять спросом, то есть оптимизировать потребление в течение суток, например, с помощью мобильного приложения или интеллектуальных систем учета.
К тому же электроэнергия — это товар, который можно перевозить. Может, через 5–10 лет мы будем доставлять потребителю заряженный накопитель. Вполне вероятно, это будет дешевле, чем строить до него целую сеть.
Ɔ. На ваш взгляд, Россия догоняет остальной мир по использованию альтернативных источников энергии?
Россия следует мировым трендам, у нас много возобновляемых источников, поэтому и ветропарки, и парки солнечных батарей строятся у нас в стране в соответствии с основными мировыми тенденциями. Однако главное препятствие для развития возобновляемых источников энергии — огромное количество дешевого углеводородного топлива, причем довольно экологически чистого, такого как газ. Конкурировать с ним альтернативным видам энергетики достаточно тяжело. При этом исторически в России сложился правильный баланс электроэнергии. Треть — это неуглеродная энергетика: 15 процентов — гидрогенерация, 15 процентов — атомная генерация. Они тоже относительно дешевые. И еще примерно 60 процентов — теплоэлектростанции на газовом топливе (не на дизельном или угольном, как во многих других странах). Ресурсное богатство и правильный баланс дают нам преимущество в развитии и сдерживании роста цен. Но, с другой стороны, возобновляемые источники у нас не настолько конкурентоспособны, как в других странах. И здесь России предстоит еще немало сделать, чтобы не отставать от остального мира.
Беседовал Сергей Цехмистренко