Алан Гринспен: Как объяснить стагнацию американской экономики
Существует три популярных объяснения причин угасания американского динамизма. Во-первых, Америка теряет свои давние источники экономического лидерства. Соединенные Штаты провели три великие революции в области образования — создание массовой системы начального образования в XIX в. и массовой системы среднего образования и высшего образования в XX в. Доля 17-летних детей, окончивших среднюю школу, выросла с 6,4 процентов в 1900 г. до 77 процентов в 1970 г. Доля выпускников средних школ, поступивших в университет, выросла с 45 процентов в 1960 г. до 63 процентов в 2000 г. Клаудиа Голдин и Лоуренс Кац из Гарвардского университета считают, что за восемь десятилетий (с 1890 по 1970 г.) уровень образования увеличивался на 0,8 года за десятилетие и что повышение уровня образования способствовало росту производительности и подушевой выработки на 0,35 процентов в год.
С 1980 г. Соединенные Штаты утратили преимущество в сфере образования и педагогики. Доля американцев, оканчивающих среднюю школу, либо не менялась, либо снижалась в зависимости от того, какая методика использовалась для ее оценки (Джеймс Хекман обнаружил, что в 2000 г. доля 18-летних, получивших «полноценные» свидетельства об окончании школы, сократилась до 74 процентов). В настоящее время Соединенные Штаты занимают 11-е место среди развитых стран по проценту учащихся, окончивших среднюю школу. Хотя доля 25–34-летних, получивших степень бакалавра в четырехлетнем колледже, поднялась с 25 до 32 процентов, за этим ростом скрывается множество серьезных проблем: так, Америка упала с первого места в мире по доле 18–24-летних, посещающих колледж, на низкое 15-е. Количественные показатели, которые демонстрируют США, становятся еще более удручающими, если оценивать непосредственно уровень образования, а не количество лет, потраченных на его получение. По результатам тестов Международной программы ОЭСР по оценке успеваемости учащихся (PISA) за 2013 г. американцы в возрасте 15 лет заняли 17-е место по чтению, 20-е — по естественнонаучным дисциплинам и 27-е — по математике.
Падение уровня образования в США ярче всего проявляется при сравнении различных возрастных групп. Окончивших среднюю школу среди американцев в возрасте от 55 до 64 лет больше, чем их сверстников в государствах — членах ОЭСР. Американцы в возрасте от 24 до 32 лет делят девятое место по количеству окончивших среднюю школу вместе с четырьмя другими странами. США также единственная страна, в которой доля выпускников в возрасте от 24 до 34 лет не превышает доли выпускников в возрасте от 55 до 64 лет.
И если достоинства американской системы образования сошли на нет, ее недостатки только усугубились. Система профессионально-технической подготовки находится в плачевном состоянии. До Второй мировой войны в учебных программах средних школ в Нью- Йорке были обязательные уроки труда, на которых школьники обучались основам столярного дела и электротехники, но они были постепенно ликвидированы, несмотря на жалобы компаний на нехватку квалифицированных разнорабочих. Система также крайне плохо контролирует расходы. С 1950 г. стоимость высшего образования возросла в десять раз, и студенты вынуждены тратить на это все больше, влезая в огромные долги: задолженность по студенческим кредитам в настоящее время составляет почти 1,5 трлн долл., что превышает задолженность по кредитным картам или автокредитам.
На протяжении большей части своей истории Соединенные Штаты были главным мировым центром притяжения талантов. По состоянию на 2010 г. основателями 18 процентов компаний из списка Fortune 500 (среди них AT&T, DuPont, eBay, Google, Kraft, Heinz и Procter & Gamble ) были иммигранты. С учетом детей иммигрантов эта цифра достигает 40 процентов. В 2012 г. иммигранты представляли около 13 процентов населения США, но основали 52 процента стартапов в Кремниевой долине, получили более 25 процентов глобальных патентов и составляли 25 процентов научных и инженерно-технических работников со степенью бакалавра и 47 процентов со степенью PhD. Однако все более враждебное отношение страны к иммиграции и рост возможностей в других странах практически остановили приток будущих предпринимателей и специалистов. Другие богатые страны (например, Канада и Австралия) активно пытаются привлечь высококачественных иммигрантов. Индийские и китайские выпускники сегодня имеют гораздо больше возможностей у себя дома.
В этом много правды. Соединенные Штаты действительно теряют свои позиции в мире по многим показателям. Кроме того, в США действительно слишком много некачественных учебных заведений. Но не стоило бы ожидать от Америки сохранения мирового лидерства, подобного тому, которое она имела после Второй мировой войны. Она все еще остается мировым лидером в области высшего образования. 15 из 20 лучших университетов мира находятся в США. В Америке все еще больше шансов начать жизнь с чистого листа, чем во многих других странах. Дальнейший рост числа людей с высшим образованием не гарантирует роста качества экономики — в пользу этого нет никаких свидетельств: около 40 процентов выпускников колледжей не смогли найти работу, требующую высшего образования. Америке не нужно больше барменов с дипломом бакалавра.
Также считается, что ИТ-революция принесла разочаровывающие результаты по сравнению с предыдущими технологическими революциями. Вторая промышленная революция конца XIX в. привела к появлению целого набора инноваций, которые изменили жизнь людей во всех измерениях: машины заменили лошадей , самолеты — воздушные шары, электрическое освещение — керосин и газ. Скептики утверждают, что ИТ-революция затрагивает небольшое количество видов деятельности.
Но эти аргументы не слишком убедительны. ИТ-революция затрагивает все больше аспектов повседневной жизни. iPhone выполняет тысячи задач: может помочь вам найти нужное место, выступить в роли виртуального секретаря, организовать вашу библиотеку книг и газет. Uber использует ИТ-технологии для новой, революционной, организации таксомоторного бизнеса. Airbnb использует их, преобразуя гостиничный бизнес. Amazon позволяет нам делать заказы из обширного виртуального каталога и получать заказанное в течение нескольких дней или даже часов. По оценкам Morgan Stanley , беспилотные автомобили могут повысить производительность в Америке на 507 млрд долл., в основном за счет того, что люди смогут смотреть на свои ноутбуки, а не на дорогу.
ИТ-революция дает шанс распространить на сектор услуг методы повышения производительности труда, привычные для производственного сектора. IBM и Медицинский колледж Бейлора разработали систему под названием KnIT (Knowledge Integration Toolkit — система интегрированных знаний), которая сканирует медицинскую литературу и генерирует новые гипотезы для исследований. Новые программы регулярно превосходят специалистов в области права в прогнозировании исхода судебных решений, начиная с патентных споров и заканчивая делами в Верховном суде. Новые технологии позволяют станкам и техническому персоналу исполнять множество рутинных задач, прежде бывших уделом профессионалов. Программы, разработанные стартапом Kensho, дают ответы на финансовые вопросы — например, что произойдет с акциями высокотехнологичной компании, если она объявит о несанкционированной утечке хранящихся у нее личных данных клиентов. Медсестры и фельдшеры с помощью компьютеров и компьютеризированных диагностических инструментов делают все больше и больше работы, некогда предназначенной только для врачей. Онлайн-сервисы и приложения для смартфонов позволяют любителям в некоторых случаях обходиться вообще без профессионалов или по крайней мере усиливать свои переговорные позиции. Каждый месяц 190 млн человек посещают WebMD — больше, чем обычных врачей. Обучающие и образовательные приложения — вторая по популярности категория в магазине приложений Apple после игр, а MOOC (массовые открытые онлайн-курсы) привлекают миллионы студентов. Судьи и адвокаты все чаще решают мелкие тяжбы с помощью «электронного судебного разбирательства». Это один из инструментов, разработанных eBay для разрешения более чем млн конфликтов, которые ежегодно возникают между пользователями платформы. Вопреки опасениям таких экономистов, как Уильям Баумоль, который утверждал, что рост производительности в секторе услуг по своей природе ниже, чем в обрабатывающей промышленности, рост производительности в настоящее время ограничен не структурой рынка (обрабатывающая промышленность по сравнению с сектором услуг), а способностью новаторов разрабатывать новые технологии. Следует напомнить замечание Пола Дэвида о том, что электричество не оказывало значительного влияния на производительность до тех пор, пока компании не реорганизовали свои фабрики в 1920-е гг. ИТ-революция в производительности, возможно, еще только начинается, особенно когда речь идет о производительности в сфере услуг.
Еще одна группа аргументов касается замедления темпов роста численности рабочей силы. Американская экономика неоднократно стимулировалась притоком новых рабочих — сначала сельскохозяйственных, покинувших фермы в поисках более высокооплачиваемой работы в городе, позже — женщин, оставивших неоплачиваемую работу в домашнем хозяйстве ради трудоустройства. Сейчас она страдает от обратной проблемы: рабочие оставляют работу и начинают претендовать на пенсию. Доля лиц пенсионного возраста в общей численности населения увеличилась с 6,8 процентов в 1940 г. до 11,3 процентов в 1980 г. и 13,1 процентов в 2010 г. и будет неуклонно расти в течение следующих 25 лет.
Эти аргументы еще менее убедительны, чем те, что связаны с ИТ. Их главная слабость в том, что поколение беби-бумеров только входит в пенсионный возраст. Есть и более тонкая проблема: люди могут продолжать работать много дольше, чем раньше, отчасти потому, что они дольше остаются здоровыми, а отчасти потому, что работа уже не так физически сложна, как прежде. Некоторые страны, такие как Швеция и Великобритания, постепенно повышают пенсионный возраст в соответствии с ростом продолжительности жизни населения.