Фото: Fauxels/Pixels
Фото: Fauxels/Pixels

Оказывается, восприятие информации на слух с отвлекающим элементом — например, иностранным акцентом — заставляет наш мозг использовать интеллектуальные уловки для ускорения мышления. Так было в случае Арнима: из-за ярко выраженного акцента люди начинали внимательнее прислушиваться к его словам. Когда людям становится сложнее обрабатывать слуховую или зрительную информацию, они начинают мыслить более абстрактно. Это, в свою очередь, позволяет им более творчески относиться к услышанному.

Легкие «фоновые помехи», например иностранный акцент, несколько усложняют процесс обработки — они отвлекают вас и заставляют хотя бы на момент погрузиться в другой режим восприятия, где вы мыслите широко и творчески. Возможно, именно поэтому некоторые любят сидеть в кофейнях и заниматься под бормотание окружающих — так мы подсознательно пытаемся создать нужную атмосферу для изучения материала.

Фокусируйтесь, но помните, что обучение — это не только фокусирование

Во время учебы мы часто употребляем кофеин, который усиливает внимание за счет подавления «сонных» альфа-волн. Этот эффект сохраняется на протяжении часа после выпитой чашки кофе или чая, однако общий прилив энергии может держаться около восьми часов — именно поэтому кофе не рекомендуется пить на ночь.

Кофе — не единственный стимулятор когнитивной деятельности. Мы часто используем подсознательные уловки, чтобы сосредоточиться. Например, когда вы пытаетесь что-то вспомнить, то отводите глаза в сторону — так ваша рабочая память снижает избыточную нагрузку, которая возникает от обработки внешней окружающей среды. Простое закрытие глаз помогает избавиться от отвлекающих факторов и быстрее вспомнить нужную деталь. Именно поэтому специалисты по запоминанию информации, принимающие участие в состязаниях на лучшую память, делают все возможное, чтобы сократить количество внешних звуковых и визуальных помех: они часто надевают специальные козырьки и вставляют в уши беруши, чтобы не отвлекаться.

Зачастую легче просто запомнить информацию, нежели вникнуть в ее суть. Эта особенность иногда встает боком студентам-медикам, которым повезло иметь феноменальную память. (Да, приемы для запоминания работают отлично, но некоторые люди и без них с легкостью запоминают информацию. Исследователи до сих по не уверены, в чем причина подобных различий, но существует версия, что здесь замешана генетика.)

На подготовку к экзамену по анатомии в медицинской школе обычные студенты тратят целые недели: повторяют материал снова и снова, запоминая тысячи терминов и сопутствующих функций. Тогда как их однокашники с феноменальной памятью все это время бездельничают, чтобы за несколько дней до экзамена бегло просмотреть записи и сдать экзамен на высокий балл.

Но когда эти же студенты-феномены сталкиваются с другим видом экзамена — например, с тестом на принципы функционирования человеческого сердца, — они обнаруживают, что несколько часов зубрежки совершенно не помогают. Профессора с удивлением выслушивают ответы блестящих (как им казалось) студентов, которые показывают полное непонимание целых кусков учебной программы. Оказывается, быстрое запоминание анатомических терминов, относящихся к сердцу, не позволяет вникнуть в суть сложных сердечных функций, отсюда и провальные ответы.

Это говорит о том, что для обретения понимания сложной информации одной целенаправленной концентрации внимания зачастую недостаточно.

Издательство: Питер
Издательство: Питер

Сложное обучение требует диффузных связей

Требуется много времени на обретение понимания сложных систем, будь то изучение человеческого сердца, прокладка новой ирригационной системы под газоном или анализ многофакторных причин Второй мировой войны. Чтобы «распутать» подобные вопросы, зачастую приходится сочетать предельную сосредоточенность с отступом на шаг назад для получения глобальной картины. Наша потребность в эпизодическом отвлечении во время любого учебного процесса отчасти возникает из-за этого противоборствующего сочетания максимальной концентрации и глобального взгляда на картину.

Из главы 7 вы знаете, что люди воспринимают окружающий мир двумя совершенно разными способами: существует два разных нейронных подхода к мышлению. Сфокусированный режим использует наше сосредоточенное внимание, а рассеянный режим использует нейронные состояния покоя. Сфокусированное мышление представляет собой вид мышления, который включается, когда вы сосредоточенно концентрируетесь на математической задаче. Напротив, вы можете впасть в рассеянный режим, стоя под душем и не думая ни о чем конкретном.

Теперь рассмотрим эти идеи более подробно.

Сфокусированный режим в основном срабатывает в префронтальной коре — передней части мозга. Рассеянный режим использует сеть, которая соединяет удаленные друг от друга области мозга. Масштабный характер рассеянного мышления объясняет появление неожиданных соединений, которые считаются проявлением творческого мышления. Занятия, активирующие рассеянное мышление, такие как ходьба, поездка на автобусе, отдых или сон, с большей вероятностью наталкивают вас на творческие идеи (которые по ощущениям возникают из ниоткуда).

Немного фонового шума

Когда мы находимся в обстановке, исключающей любые внешние раздражители, тишина может стимулировать контуры сфокусированного внимания, параллельно деактивируя рассеянный режим. Именно поэтому тихая обстановка идеально подходит для занятий, требующих концентрации и внимания, например, заполнения налоговых деклараций или решения сложной задачи на экзамене.

Однако иногда мы оказываемся перед более глобальными явлениями — такими, как сердечная функция, связность компьютерной сети или метеорологические сводки. В этих случаях небольшой и нерегулярный фоновый шум вроде обрывков беседы или звона посуды может выступать в роли помощника. Это объясняется тем, что небольшой шум на какое-то время активирует обширную диффузную сеть. (Технически шум «предотвращает деактивацию стандартной сети».) Умеренный гул разговора в кофейне позволяет сохранять концентрацию и одновременно дает возможность время от времени отступать назад и смотреть на глобальную картину материала, который вы изучаете.

Однако если уровень шума превысит определенный порог, то полностью собьет вашу концентрацию. Люди в возрасте могут быть более восприимчивы к шуму, поскольку плохо справляются с подавлением стандартного режима. Возможно, именно поэтому пожилые посетители ресторанов склонны проявлять больше активности в разговорах за столом, пытаясь перекричать вечернее музыкальное сопровождение.

Фоновый шум

Небольшой и периодический фоновый шум помогает нам быстрее переключаться между сфокусированным и рассеянным режимами. Это особенно полезно во время изучения новых концепций, подходов и взглядов.