Фото: Пресс-служба
Фото: Пресс-служба

Глазомер

Размер глазного яблока с возрастом не меняется. И в младенчестве, и в старости через клетки-фоторецепторы в наш мозг поставляется одинаковое количество информации. Причем превращение удивленно-наивной мимики ребенка в устало-скептическое выражение на лице человека, повидавшего жизнь, происходит, почти не затрагивая самих глаз. А один взгляд решает подчас больше, чем нелегкие раздумья. Антропоцентризм довел нас до того, что и дизайн автомобиля мы оцениваем по своему подобию: фары – глаза, декоративная решетка радиатора – то ли грозный оскал, то ли дружеская улыбка.

Впрочем, фары скорее «глаза наоборот». Не поглощают свет, а служат его источником. Но и тут усматривается глубокий смысл. Фары выступают нашими проводниками туда, где глазные фоторецепторы бессильны, отодвигая границу между очевидным и неизведанным, страхами и безопасностью.

Само название «фара» происходит от маяка на острове Фарос, одного из чудес света. Достигнув совершенства в наше время, этот прибор еще больше упрочнил ассоциативные нити. В современных фарах источником света служат микроскопические светодиоды, как их еще называют, «кобы» (от английского Chip-On-Board, микросхемы на несущей плате). Как тут избежать параллелей с фоторецепторами глаз! Вместо защитного эпителия – прозрачный герметизирующий слой, под ним – слой люминофора, возбуждаемый излучением отдельных светодиодов. Они рассредоточены по чипу наподобие светочувствительных палочек и колбочек в сетчатке глаза. У внедорожника Volkswagen Touareg – по 128 светоди­одов в каждой фаре: 48 создают ближний свет, 27 – дальний и еще 53 сливаются в ходовые огни и боковую подсветку. Чипы соединены последовательно-параллельной электрической сетью, как палочки и колбочки – нейронами.

Ранние фары светили только прямо – прямо в глаза водителям встречных автомобилей. Позднее на­учились придавать световому пучку асимметричную форму, переключать свет с дальнего на ближний, направлять пучок вслед за поворотом колес. А с тех пор как автомобили вооружились камерами, лидарами и привязкой к системе GPS, все эти действия происходят своевременно и даже заблаговременно. Ночная езда перестала быть пыткой! Однако механика, пусть даже с приставкой «микро», штука дорогосто­ящая и чреватая отказами.

Фары Volkswagen Touareg недаром названы IQ.Light – управление световым пучком в них организовано по-умному, без механического привода. Электронный блок управления обрабатывает сигналы фронтальной камеры, навигационной системы и GPS, а также данные об угле поворота рулевого колеса и скорости движения. На основании этих данных фарам поступает команда включить или выключить те или иные светодиоды. Если водитель перевел фары в режим автоматического управления дальним светом Dynamic Light Assist, прибор сам затемнит освещение при разъезде с встречными или попутными машинами – в световом пучке будут со­зданы так называемые динамические маски, до трех штук. Каждая из них накроет движущейся тенью свой автомобиль. Напротив, если инфракрасный датчик ночного видения Night Vision распознает приближение к дороге пешехода или животного, фары немедленно выхватят его из темноты. При опасном сценарии прозвучит предупреждающий сигнал и сработает аварийное торможение Brake Assist. Несколько иначе умные фары освещают дорожные знаки и указатели. Поскольку они изготовлены на светоотража­ющей подложке, чтобы в темноте водитель смог их прочитать, IQ.Light подсвечивает их вполсилы. Предусмотрена функция Poor Weather, когда фары будут учитывать, что отраженный от мокрого асфальта свет бьет в глаза.

Фары IQ.Light разработаны Volkswagen совместно с германской компанией Hella, начинавшей еще с керосиновых светильников: на двоих им 200 лет. Из них 80 затрачены на эволюцию от удивленно-наивных овалов фар Volkswagen-«жук» до деловито-сосредоточенного взора Volkswagen Touareg. Этот могучий опыт сегодня нацелен на создание световых приборов, способных сообщать участникам движения дополнительную информацию. Пока это матричные фары, COB LED, а завтра – Micro-pixel HD LED, где число светодиодов будет измеряться десятками тысяч. Автомобиль становится все более самостоятельным. Важно, каким взглядом мы будем смотреть на него и на мир в целом.

Фото: Пресс-служба
Фото: Пресс-служба

Город принял

Подписка на автомобили Hyundai Mobility – услуга совсем новая. А слова – знакомые. В СССР по подписке продавались дефицитные книги. Они так и назывались: подписные издания. Экологам на заметку: подписаться можно было лишь сдав в пункт вторсырья достаточное количество макулатуры. Все охотились за «Тремя мушкетерами» и «Королевой Марго» Дюма. Исчезновение дефицита – одно из главных достижений новой России. Однако у хорошего быстро обнаружилась оборотная сторона: если раньше было трудно достать вещь, то теперь стало трудно продать.

Российский автомобильный рынок на пути к насыщению перепробовал различные приемы привлечения клиентов. В пику грабительским банковским кредитам автомобилисты завели собственные «банки» и начали ссужать своим клиентам по вменяемым ставкам. Освоили лизинг. Теперь возвращается прокат. В убогое советское время он не прижился, сегодня же каршеринг доставляет продавцам автомобилей массу неудобств: зачем идти к дилеру, если есть приложение в смартфоне?

Компания «Хендэ Мотор СНГ», насытив «солярисами» и «сонатами» таксомоторные и каршеринговые парки, запустила в октябре новую услугу. Загрузив онлайн-приложение Hyundai Mobility, можно «подписаться» – а именно это слово «Хендэ Мотор СНГ» предпочитает взамен повсеместного «арендовать» – на любой из кроссоверов марки: Creta, Tucson, Santa Fe. И даже на восьмиместный микроавтобус H-1. Кроссовер не так часто встретишь в каршеринге и уж тем более в такси. Хотя, как известно, такой тип автомобилей невероятно популярен. На кроссоверы приходится 60 % продаж Hyundai в России.

Чтобы виртуальный транспортный цех работал без накладок, потребовалось создать отдельную компанию Hyundai Mobility Lab – семеро ее сотрудников, светлые головы, отвечают за совершенствование IT-плат­формы новой услуги. На начальном этапе в проект вовлечено 12 московских дилеров марки. В онлайн-приложении предлагают три варианта подписки: City продолжительностью от часа до суток, Country на срок от одного до 30 дней и Freedom на 1–12 месяцев. Из Москвы проект шагнет в Санкт-Петербург, Казань и другие крупные города. Не успеем глазом моргнуть, инновацию Hyundai подхватят конкуренты. Главное, чтобы не возникло дефицита, как когда-то с Александром Дюма.