«Камень с души»: японский сад, коллективная медитация и задушевные беседы со зрителями
Спектакль «Камень с души» играется не на сцене, а в фойе Молодежного театра, которое поделено на две части: место приема гостей (с гардеробом, фотозоной, сменной обувью и выставкой, посвященной созданию спектакля) и второе пространство — сам японский сад. На полиэтиленовых шторах, отделяющих игровую зону от зоны приема, висят фотографии участников проекта, предметы, с которыми «они готовы расстаться» и «не готовы расстаться», прикреплены смартфоны с подключенными к ним наушниками: гости могут посмотреть видео, где артисты рассказывают о своих любимых местах в Тобольске. Там же развешана графика, созданная участниками во время работы над спектаклем, а также различные материалы, которые использовались при создании декораций. Зрителям раздают программки, на которых нарисована схема сада.
Эта зона приема — своеобразный пролог к спектаклю, подготавливающий зрителей ко входу в сад. За шторами их ждет небольшое прямоугольное пространство, окутанное полумраком. Все здесь организовано по принципу традиционного японского сада камней. Пол устлан крупными белыми кристаллами, имитирующими одновременно гальку, песок и волны. По гальке разбросаны камни – их расположение подчиняется определенным правилам, связанным с дзен-буддизмом. Как гласит японская мудрость, «сад камней» — своеобразная модель мира. Галька (или вода) ассоциируются с женским началом, острова-камни олицетворяют мужскую силу. Сад камней — место уединения, созерцания, ничегонеделания, красоты познания, баловства, пустоты, где человек может устремиться к просветлению. В пустоте лучше получается прислушаться к себе, и, отдаваясь на волю стихий, стать частью общей композиции.
Зрителям тут предоставляется полная свобода действий: они могут свободно прогуливаться по саду, сидеть на полу, просто наблюдать, думать о своем или же рисовать узоры из гальки. Кристаллики переливаются разными цветами, создавая особую атмосферу, и кажется, что ты попал в заколдованное место, в сказку с обязательным хорошим концом.
В необычном пространстве «живут» необычные существа – охарактеризовать их сложно, это полузвери-полулюди. Некоторые действительно напоминают животных: вот выползает улитка, вот входит смешной, неуклюжий дикобраз, а слева примостилось какое-то зеленое, мохнатое чудище. Зрители молча наблюдают за передвижениями этих существ, которые «обживают» пространство сада. Согласно буддийской философии, животные — одна из низших форм рождения, которой сложнее всего достичь «просветления».