![Аватар](https://0d314c86-f76b-45cc-874e-45816116a667.selcdn.net/386913D0_AEB1_4759_96D1_7D186EDBB850_avatar.jpg)
Ледяной гроб, зимняя стужа и музыкальный ансамбль в театре «Практика»
![Фото: Александр Куров](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/a7/64/a7645cf651915d5aa497d2f72e2d4912a6b20bc374f477f8da60bc6b362051cc.jpg)
Замысел этой постановки родился довольно давно: его очень поддержал Дмитрий Брусникин, и вот, наконец, Марине Брусникиной удалось его реализовать. В спектакле заняты недавно созданный музыкальный ансамбль «Практика», где есть и виолончель, и аккордеон, и контрабас, и ударные, и флейта, и вокалистки, а также актриса Мастерской Брусникина «первого созыва» Яна Енжаева, исполняющая роль Дарьи, и несколько детей. Художник Ксения Перетрухина задействовала все пространство театра: действие начинается в фойе, потом перемещается в главный зал театра, оттуда — в малый, и завершается опять же в фойе.
Поэма Некрасова, знакомая большинству зрителей со школьной скамьи, традиционно считается притчей о героизме женщины-крестьянки, о ее силе, явленной в единении и противостоянии с природой. Главная героиня Дарья, овдовев, горько оплакивает свою участь, скорбит по мужу и взваливает на себя непосильный труд, полностью посвятив себя хозяйству. Отправившись в лес по дрова, она встречается с Морозом-воеводой, обходящим свои владенья, который вовлекает ее в свое царство холода, забвения и смерти. Околдованная Дарья грезит о муже, вспоминает счастливые времена, проведенные с ним вместе, и, окончательно перепутав сон с явью, умирает.
![Фото: Александр Куров](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/d0/dc/d0dcd92e5544d05e8e2851f9180acf9999d00d6c74a75a8cf0ed06782811b634.jpg)
![Фото: Александр Куров](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/55/40/55402670ef2836a1d70598b3896794bdcb4829341fbeb13b4c0e3428ef58fcbb.jpg)
![Фото: Александр Куров](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/1c/e7/1ce7aacef09a4b419eaa409ff75082855e53f9e6583c0f357438718c92be1824.jpg)
Марина Брусникина намеренно уходит от традиционного толкования этой поэмы. В центре ее спектакля по-прежнему женщина, страждущая, одинокая и скорбящая. Но не дородная крестьянка, которая «коня на скаку остановит», не ее тяжелая трудовая участь, а просто женщина, потерявшая мужа и переживающая свое горе. Поэтому на первый план выходят не героизм и самопожертвование, а преодоление боли, столкновение со смертью лицом к лицу, попытка найти выход и в конечном итоге блуждание по лабиринтам собственного подсознания, ведущее к смерти.
Зритель, еще не успев сдать верхнюю одежду в гардероб, сразу попадает в пространство спектакля: в фойе на пол положен подсвеченный снизу деревянный настил, из которого «растут» лишенные ветвей деревья. Вот по этому саду и бродят вместе со зрителями «героини» спектакля под томное музыкальное сопровождение. Вокалисты наряжены очень по-зимнему: на них голубые струящиеся платья, поверх которых они периодически набрасывают голубые пуховики. От их одеяний веет холодом и забвением. И хотя за окнами театра совсем не новогодняя погода, зрителя не покидает ощущение, что он все время находится в пространстве суровой зимней стужи. Хор состоит из одних женщин: они вместе с главной героиней оплакивают ее потерю.
![Фото: Александр Куров](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/2d/82/2d821289c96de28ccc8ff1809bfe86ee69ee451e6090d93e16f8e9de6ac839cb.jpg)
![Фото: Александр Куров](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/8c/67/8c67f9de5254b9819173b4fc7bbd4f68ccc0f874b246057f069690cb1a26dfcb.jpg)
![Фото: Александр Куров](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/b9/11/b911197f5e7bb8fc0cdc46281bc84d8a7fa2fb1d70d298e28ff3d981cb463fd0.jpg)