Фото: Глеб Кузнецов
Фото: Глеб Кузнецов

Спектакль «Камень с души» играется не на сцене, а в фойе Молодежного театра, которое поделено на две части: место приема гостей (с гардеробом, фотозоной, сменной обувью и выставкой, посвященной созданию спектакля) и второе пространство — сам японский сад. На полиэтиленовых шторах, отделяющих игровую зону от зоны приема, висят фотографии участников проекта, предметы, с которыми «они готовы расстаться» и «не готовы расстаться», прикреплены смартфоны с подключенными к ним наушниками: гости могут посмотреть видео, где артисты рассказывают о своих любимых местах в Тобольске. Там же развешана графика, созданная участниками во время работы над спектаклем, а также различные материалы, которые использовались при создании декораций. Зрителям раздают программки, на которых нарисована схема сада.

Фото: Глеб Кузнецов
Фото: Глеб Кузнецов

Эта зона приема — своеобразный пролог к спектаклю, подготавливающий зрителей ко входу в сад. За шторами их ждет небольшое прямоугольное пространство, окутанное полумраком. Все здесь организовано по принципу традиционного японского сада камней. Пол устлан крупными белыми кристаллами, имитирующими одновременно гальку, песок и волны. По гальке разбросаны камни – их расположение подчиняется определенным правилам, связанным с дзен-буддизмом. Как гласит японская мудрость, «сад камней» — своеобразная модель мира. Галька (или вода) ассоциируются с женским началом, острова-камни олицетворяют мужскую силу. Сад камней — место уединения, созерцания, ничегонеделания, красоты познания, баловства, пустоты, где человек может устремиться к просветлению. В пустоте лучше получается прислушаться к себе, и, отдаваясь на волю стихий, стать частью общей композиции.

Зрителям тут предоставляется полная свобода действий: они могут свободно прогуливаться по саду, сидеть на полу, просто наблюдать, думать о своем или же рисовать узоры из гальки. Кристаллики переливаются разными цветами, создавая особую атмосферу, и кажется, что ты попал в заколдованное место, в сказку с обязательным хорошим концом. 

В необычном пространстве «живут» необычные существа – охарактеризовать их сложно, это полузвери-полулюди. Некоторые действительно напоминают животных: вот выползает улитка, вот входит смешной, неуклюжий дикобраз, а слева примостилось какое-то зеленое, мохнатое чудище. Зрители молча наблюдают за передвижениями этих существ, которые «обживают» пространство сада. Согласно буддийской философии, животные — одна из низших форм рождения, которой сложнее всего достичь «просветления».  

Внезапно артисты скидывают с себя свои странные обличья и становятся просто людьми, проводниками зрителей в саду. Видимо, переродившись в человека, каждый участник действия становится на путь, ведущий к просветлению. Артисты предлагают зрителям подходить к ним для задушевных бесед: они хотят рассказать гостям о важных для них предметах, таким образом настраивая их на нужный лад. Поскольку зрителей очень мало — не более 20 человек, то каждый находит «своего» артиста, подсаживается к нему и слушает его историю. И вот тут становится сложно отделить сценический образ от реального, конкретного человека, настолько искренними и правдивыми кажутся эти истории. Где же пролегла граница между театром и жизнью, сценой и обычной комнатой, в которой собрались люди, чтобы поразмышлять, поделиться воспоминаниями и просто отдохнуть?

За время спектакля можно успеть поговорить с несколькими артистами. Мне девушка проникновенно и почти со слезами на глазах рассказывала об альбоме с фотографиями, который ей подарила подруга: они давно уже не общаются, стали чужими людьми, но альбом она хранит как что-то очень ценное и важное. За вещами, которые дороги артистам, всегда стоит какое-то важное событие, эпизод из жизни, короткое, но яркое воспоминание. Вещи хранят память, и именно они становятся главными действующими лицами в спектакле. Именно они говорят о людях больше, чем они сами могут о себе рассказать. А артисты как будто побуждают зрителей отгородиться от внешнего мира, взглянуть на привычные вещи и явления под другим углом, подчеркнуть красоту малого, обычного, а может быть, и обратиться к подсознательному. Ведь сад камней — символ свободы, бескрайних просторов, совершенства природы и изящества простоты.

Этот спектакль — не только опыт ухода от реальности, но и попытка найти путь к самому себе. И каждый, входящий в сад, в действительности может скинуть «камень с души», испытав очень личный и в то же время коллективный опыт театрализованной медитации.

Cпектакль-ландшафт «Камень с души» стал итогом работы лаборатории перформативного театра, которую совместно проводят Международный фестиваль-школа современного искусства «Территория» и компания СИБУР в рамках программы социальных инвестиций «Формула хороших дел». «Камень с души» стал заключительным проектом программы арт-лабораторий фестиваля «Территория» и нефтехимической компании СИБУР в 2019 году.