Ледяной гроб, зимняя стужа и музыкальный ансамбль в театре «Практика»
Замысел этой постановки родился довольно давно: его очень поддержал Дмитрий Брусникин, и вот, наконец, Марине Брусникиной удалось его реализовать. В спектакле заняты недавно созданный музыкальный ансамбль «Практика», где есть и виолончель, и аккордеон, и контрабас, и ударные, и флейта, и вокалистки, а также актриса Мастерской Брусникина «первого созыва» Яна Енжаева, исполняющая роль Дарьи, и несколько детей. Художник Ксения Перетрухина задействовала все пространство театра: действие начинается в фойе, потом перемещается в главный зал театра, оттуда — в малый, и завершается опять же в фойе.
Поэма Некрасова, знакомая большинству зрителей со школьной скамьи, традиционно считается притчей о героизме женщины-крестьянки, о ее силе, явленной в единении и противостоянии с природой. Главная героиня Дарья, овдовев, горько оплакивает свою участь, скорбит по мужу и взваливает на себя непосильный труд, полностью посвятив себя хозяйству. Отправившись в лес по дрова, она встречается с Морозом-воеводой, обходящим свои владенья, который вовлекает ее в свое царство холода, забвения и смерти. Околдованная Дарья грезит о муже, вспоминает счастливые времена, проведенные с ним вместе, и, окончательно перепутав сон с явью, умирает.
Марина Брусникина намеренно уходит от традиционного толкования этой поэмы. В центре ее спектакля по-прежнему женщина, страждущая, одинокая и скорбящая. Но не дородная крестьянка, которая «коня на скаку остановит», не ее тяжелая трудовая участь, а просто женщина, потерявшая мужа и переживающая свое горе. Поэтому на первый план выходят не героизм и самопожертвование, а преодоление боли, столкновение со смертью лицом к лицу, попытка найти выход и в конечном итоге блуждание по лабиринтам собственного подсознания, ведущее к смерти.
Зритель, еще не успев сдать верхнюю одежду в гардероб, сразу попадает в пространство спектакля: в фойе на пол положен подсвеченный снизу деревянный настил, из которого «растут» лишенные ветвей деревья. Вот по этому саду и бродят вместе со зрителями «героини» спектакля под томное музыкальное сопровождение. Вокалисты наряжены очень по-зимнему: на них голубые струящиеся платья, поверх которых они периодически набрасывают голубые пуховики. От их одеяний веет холодом и забвением. И хотя за окнами театра совсем не новогодняя погода, зрителя не покидает ощущение, что он все время находится в пространстве суровой зимней стужи. Хор состоит из одних женщин: они вместе с главной героиней оплакивают ее потерю.