Иван Сорокин: От детского сада до вуза. Как меняется эффективность частного образования в России
Наши дети сегодня учатся по программам и учебным планам, которым десятки лет. Только вдумайтесь: многие учебники и методички были написаны, когда еще не было фейсбука и инстаграма, не существовало айфонов и умных часов. В любой университетской библиотеке вы найдете пособия, датированные шестидесятыми годами прошлого века — с тех пор прошло восемьдесят лет.
Сто лет назад большая часть людей могла за всю жизнь прочитать 50 книг. Сегодня многие читают столько в месяц. Несколько лет назад журнал Science опубликовал исследование, согласно которому современный человек в день потребляет в 5 раз больше информации, чем всего лишь 30 лет назад. Обратите внимание, что данные для исследования охватывали 1986–2007 годы, то есть можно с уверенностью сказать, что с тех пор количество данных, которые наш мозг обрабатывает ежедневно, возросло на несколько порядков.
И при этом наши дети до сих пор учатся по учебникам, написанным, возможно, в том же 1986 году. В России в XXI веке в детских садах, школах и вузах до сих пор действует советская и постсоветская система образования — огромная, неповоротливая система. Безусловно, изменить ее будет сложно, но это необходимо, потому что она абсолютно неэффективна.
Следствие нынешнего обучения и системы образования — тысячи, сотни тысяч менеджеров среднего звена, которые после вузов выходят на рынок. У многих из них есть аттестаты с отличием и красные дипломы, но нет ни глубоких знаний, ни опыта. Они очень поверхностны — и они повсюду, во всех отраслях. И если менеджер без знаний на должности маркетолога или СЕО-специалиста особо и не навредит, то в медицине или юриспруденции, где цена ошибки очень высока, появление таких людей пугает. А они уже есть, и, по моим прогнозам, их будет всё больше и больше. Потому что образование не меняется.
Программы не учитывают современных реалий. Сегодня в мире перемены происходят мгновенно, но люди к этому не готовы. Они не могут жить на высоких скоростях, быстро принимать решения, быть гибкими. Их просто этому не учат. Зато в их головы в избытке закладывают скучные факты, заставляя заучивать наизусть то, что большинству никогда не пригодится.
У детей, которые с пеленок привыкли ходить на разные кружки и в студии, фактически нет детства — и это очень плохо
Мир кардинально изменился и продолжает меняться ежедневно. Мы уже живем в будущем, которое видели в фильмах. То, что работало год назад, сегодня уже может быть неактуально. То, чему нас учили даже десять лет назад, сегодня может уже быть неприменимо и никому не нужно. Поэтому современный человек сам ответственен за свое образование — и за обучение своих детей. Фундамент нужно закладывать в самом раннем возрасте.
А что это за фундамент? Может, пора записывать своего двухлетку на математику или начинать учить буквы?
Многие родители так и делают. Развивашки с полугода, английский с двух лет (несмотря на то что ребенок еще и на родном языке толком не заговорил), по пять кружков и дополнительных занятий у трехлетки. В результате малыши в детском саду уже читают и решают сложные примеры.
При этом многие считают раннее развитие если не опасным, то бесполезным: согласно некоторым исследованиям, результаты раннего развития нивелируются в течение нескольких лет. Но главное, что у детей, которые с пеленок привыкли ходить на разные кружки и в студии, фактически нет детства — и это очень плохо. Они не успевают просто играть, они не знают, что такое скука — а это, кстати, очень важный момент, человек должен уметь ничего не делать. Детей же постоянно чем-то занимают, перегружают нервную систему — и потом пытаются еще и занятия с психологом втиснуть в плотный график.
При этом умение читать, считать и рисовать в этом возрасте — совершенно не главное. Не такой фундамент нужно закладывать.
Помните, как в кино? Ученик приходит к мастеру кунг-фу, но он учит не руками и ногами махать, а начинает с основ: как воду носить, как спину держать, ведет философские беседы о мире и жизни, пытается понять, о чем его ученик думает, какие у него взгляды. И только потом идет обучение боевым искусствам. Потому что для начала ученик должен разрешить внутренние разногласия, обрести твердые базовые представление о добре и зле. Стать лидером. Сначала ученика нужно воспитать.
Правда в том, что нам не нужны люди с красными дипломами — нам необходимы хорошие, честные, думающие люди
В крупнейших мировых университетах тоже об этом помнят. Посмотрите на слоган Оксфорда — Dominus illuminatio mea (Господь — мой свет). Казалось бы, мы живем в современном мире, где религиозное образование уже давно не является главенствующим — а у одного из самых влиятельных университетов в слогане упоминается 27-й псалом. Почему? Потому что личность — это главное. Сначала нужно показать человеку свет, уделить внимание воспитанию, а знания укладывать на этот базис.
Кстати, воспитание было в советское время, когда детей учили быть добрыми, справедливыми, смелыми, прививали правильные ценности. Но современное образование именно эту часть отринуло, зато зачем-то оставили прежние методические планы и учебные материалы.
В результате сегодня наших детей никто морали и ценностям не учит. А ведь правда в том, что нам не нужны люди с красными дипломами — нам необходимы хорошие, честные, думающие люди. Смелые, добрые, уважающие других людей. Готовые брать на себя ответственность, справляться с проблемами. Способные легко находить общий язык с коллегами, играть в команде. Гибкие, позитивные, воодушевленные. Лидеры. Ну и какие из этих качеств имеют отношение к современной системе образования? Влияет ли оно на личность? Чему из этого учат в детском саду, школе, институте?
А между тем это базис, который должен закладываться в раннем детстве, а знания, как уже было сказано, — после, сверху. Так что воспитывать человека нужно, начиная с детского сада. Не стоит делать упор на занятия по логике, математике и программированию — учите детей тому, что такое дружба, в чем ценность семьи. Учите их быть ответственными, справедливыми, развивайте эмоциональный интеллект. Вот тот фундамент, на котором вырастет человек с твердым характером. А знания он потом доберет, в той же школе, вузе или даже самостоятельно. Английский можно выучить и в тридцать — а вот с так называемыми софт скиллз уже сложнее.
Образование — это инвестиция, одна из самых важных в вашей жизни. И инвестировать в себя никогда не поздно
В школе и вузе, конечно, тоже нужно менять подход к обучению. Безусловно, всегда должна оставаться база — русский язык, литература, математика, — но нужно и новые предметы вводить: учить детей планированию, постановке целей, финансовой грамотности. Всему тому, что важно для современной жизни.
И сам подход к обучению нужен иной. Посмотрите, как проводят обучение в крупнейших международных компаниях. Посмотрите на экспериментальные школы будущего. Нигде уже нет традиционных классов с рядами парт, нет лекторов, которые по часу вещают что-то перед сидящими в тишине учениками. Столы ставят полукругом, чтобы человек был более открыт к дискуссиям, взаимодействию, исследованиям. Люди работают в группе, образуют команды, а не формат «один человек говорит, остальные его слушают» — такая система уже не работает. Истина рождается в спорах и обсуждениях.
Родителям, вместо того чтобы отдать ребенка в сад, потом в школу, а потом требовать поступления в хоть какой-нибудь вуз, чтобы диплом был, стоит поразмышлять: а кем мой ребенок потом выйдет на рынок труда? Где он сможет быть полезен? Что нового он создаст? Какую сферу улучшит? Каковы его таланты, в чем он сможет быть максимально эффективен и счастлив?
Кстати, часто для этого нужно взять паузу — то, чего так боятся многие родители. Как же так, после школы не поступил в институт! А между тем многим молодым людям часто нужно просто выдохнуть, остановиться, подумать. Год-другой поразмышлять, кем они хотят быть, когда вырастут. Выйти на работу, пройти стажировку, стать волонтером, поездить по миру. Так молодой человек сможет более осознанно сделать выбор. Возможно, кто-то решит, что в принципе не хочет получать корочку с дипломом, а останется работать без нее — во многих отраслях сегодня это уже стало возможно.
А образование получить человек всегда успеет. Образование — это инвестиция, одна из самых важных в вашей жизни. И инвестировать в себя никогда не поздно: программирование можно освоить и на пенсии, китайский язык можно выучить и в сорок лет. Но вот фундамент — это очень важно, от него всё зависит. И обучиться этому во взрослом возрасте гораздо сложнее. Поэтому базовые ценности и гибкие навыки нужно закладывать уже в детстве. И если государственная система образования с этим не справляется, нужно обращать внимание на частные сады и школы — и, конечно, не отставать и самим родителям.