Фото: Тима Балдин
Фото: Тима Балдин

Я родился в творческой семье: мой отец — заслуженный художник Азербайджана, мама —  искусствовед, а тетя — основатель одной из самых известных московских галерей современного искусства. В детстве я профессионально занимался рисованием, и папа хотел, чтобы я стал художником. Но все-таки решили, что три художника в семье — это слишком много, и я отправился «рисовать» звуками.

Работа с музыкальным материалом и его прослушивание — сложный аналитический процесс. Чтобы создавать новые проекты, музыканту важно обладать глубинным знанием музыки разных эпох и стилей и постоянно эти знания увеличивать. Это помогает сформировать внутри себя идею и музыку, которая вдохновит исполнителя, открывая вместе с этим что-то новое, что, возможно, станет определением хорошего вкуса.

Я слушаю большое количество музыки, параллельно делая заметки. Для такой работы очень важна отстраненность от происходящего вокруг и качество прослушиваемого материала, поэтому данному занятию я уделяю отдельное время, а в дороге предпочитаю слушать что-то другое.

Например, чтобы создать звуковую концепцию моего нового проекта «К Востоку от Рая», который будет презентован в Зарядье, я уехал на лето в Пермь к своему другу Вангелино Курентзису, мы сидели в деревне Демидково и слушали винил. Вангелино старался ставить именно ту музыку, которая могла бы быть ключом к пониманию поставленной передо мной задачи.

Фото: Тима Балдин
Фото: Тима Балдин

В свободное время люблю искать и находить ответы на некоторые вопросы, которые меня волнуют или мне интересны. Изучаю изобразительное искусство и литературу, потому что они, как и музыка, открывают возможность увидеть в одних и тех же вещах что-то новое. Для меня шелест страниц и запах бумаги ничто не заменит, потому что я из того поколения, которое воспитано в традиции чтения бумажной книги. В детстве я много времени проводил в библиотеке, да и сейчас предпочитаю бумажную книгу электронным носителям. Но не всегда есть достаточно времени и возможности с головой уйти в чтение — тогда я слушаю аудиокниги. Идеальное место для них — поезд или самолет. Думая о преимуществе аудиокниг перед бумажными, я вспоминаю еще и вопросы экологии. В последнее время у меня все в электронном формате — даже ноты загружены на iPad. Мы, музыканты, часто играем с его помощью, это удобно: не нужно носить огромную папку нот, не надо перевозить ее в ручной клади.

Совмещать с повседневными делами можно прослушивание аудиокниг информативного или образовательного содержания — считаю это полезным занятием в наши дни, когда вокруг все крутится-вертится с бешеной скоростью и сложно все успеть. Но сложно что-то делать, слушая художественную литературу. В ее звучании для меня очень важны ритм и интонация чтеца: сложно сопереживать тексту, если ты не слышишь в нем свой ритм чтения.

Соединение речи и музыки в аудиокниге — сложная задача: смысловая нагрузка на слушателя может быть слишком большой. Аудиокнига должна оставлять человеку личное пространство и возможность самому создавать мир произведения, его звуки, ароматы. А вот детским сказкам музыкальное сопровождение, на мой взгляд, не мешает.

Книги, которые, по моему мнению, должен прочитать каждый:

Записала Юлия Гусарова