Фото: Ира Полярная
Фото: Ира Полярная

«Иранская конференция»

16, 30 марта в 19.00 на сцене РАМТа

Звездный состав, семь номинаций на «Золотую Маску», «Иранская конференция» в постановке Виктора Рыжакова по пьесе Ивана Вырыпаева — несомненный хедлайнер прошлого сезона в Москве. Редко удается собрать на одной сцене сразу Евгения Миронова и Чулпан Хаматову, Игоря Гордина и Виталия Кищенко, Ксению Раппопорт и Ингеборгу Дапкунайте, Станислава Любшина и Нелли Уварову. Пьеса эта как будто специально создана для парада выдающихся актеров. Ученые, эксперты, журналисты собираются на международную конференцию по проблемам Ирана: зритель наблюдает за выступлением спикеров. Докладчики уходят в своих размышлениях от политической составляющей и пускаются в рассуждения о смысле жизни, Боге, предназначении человека. Глубоко философский спектакль с блестящими актерскими работами.

«Дети солнца»

2 апреля в 20.00 и 3 апреля в 14.00 на сцене Театра Наций (Малая сцена)

Режиссер Тимофей Кулябин переносит действие пьесы Горького из начала XX века в его конец, то есть почти в наше время. Главный герой химик Протасов становится программистом, а место действия перемещается в кампус Стэнфордского университета в Кремниевой долине. Для новосибирского режиссера, худрука театра «Красный факел», осовременивать классические пьесы, сохраняя при этом все сюжетные линии, — прием привычный, в котором он достиг, кажется, совершенства. На сей раз сценарий спектакля написала театровед Ольга Федянина, и постановка стала размышлением о судьбах людей XX века, которые на первых подступах к новому тысячелетию ощущали гул приближающихся бедствий. Как сто лет назад, так и сейчас судьба людей как будто предрешена. По телевизору выступает с прощальной речью Борис Ельцин, а обстановка общежития, где живут персонажи, до боли напоминает нам позднесоветские квартиры. Выхода из этого замкнутого круга, даже в Кремниевой долине, самом инновационном центре на планете, нет и не будет, констатирует режиссер.

«Пожалуйста, дальше (Гамлет)»

4, 5 апреля в 14.00 в Киностудии «Амедиа» (павильон 4)

Копродукция компании Яна Денвейдака, Dreams come true (Женева) и фестиваля «Точка доступа» (Санкт-Петербург) — фактически не спектакль, а судебный процесс. Судят Гамлета. Рассматривается дело об убийстве им отца его невесты Офелии Полония. Актеров тут только три: Гамлет, Гертруда и Офелия. А остальные — судьи, адвокаты, психиатры — настоящие. Шекспировский текст причудливо сочетается с реальным случаем из судебной практики: речь идет об убийстве, произошедшем где-то на улицах Санкт-Петербурга. Присяжными выступают зрители. Таким образом, канонический сюжет перекликается с современностью, отсылая зрителя к действующей судебной системе, и только ему решать, что справедливо, а что нет.

«Преступление и наказание»

5 апреля в 20.00, 6 апреля в 13.00 и 19.00, 7 апреля в 19.00 на сцене Электротеатра «Станиславский»

Спектакль Константина Богомолова в питерском «Приюте комедианта» получил 8 номинаций на премию «Золотая Маска». Секрет успеха этой постановки — не только в замечательных актерских работах Дмитрия Лысенкова, Марии Игнатовой, Марии Зиминой, Валерия Дегтяря, Александра Новикова, но и в особой режиссерской оптике. Программное произведение Достоевского разыгрывается перед зрителями отстраненно, актеры как будто смотрят на себя со стороны, не педалируя эмоции и не выставляя их напоказ. Текст от этого звучит совершенно по-новому, предстает оголенным и нетронутым никакими интерпретациями. В монологах, обращенных к молчаливым слушателям-собеседникам, проигрывается весь огромный роман. Персонажи тут показаны потерявшими связь с реальностью, и убивал ли Раскольников старуху и ее дочь или просто жестоко пошутил — остается не до конца понятным.

«52»

5 апреля в 20.00, 6 апреля в 13.00 на сцене Театра Наций (Малая сцена)

Александр Маноцков написал и поставил оперу «52» специально для БДТ имени Товстоногова. В основу ее легла книга «Все дальше и дальше» Льва Рубинштейна. Музыка, текст и видеоряд образуют единую сложную партитуру, а сам спектакль состоит из 52 эпизодов — по количеству фрагментов текста, разыгрываемого на сцене, и по количеству карточек, на которых написаны стихи Рубинштейна. Главным смыслообразующим элементом этой оперы становится город, с его узкими дворами, подземными переходами, спешащими людьми, арками, закоулками. Рвущийся, пульсирующий сюжет этих мини-зарисовок из жизни горожан сопровождается удивительной по своей структуре музыкой, сочетающей григорианский хорал, французские романсы, русское богослужебное пение и тонкие голоса скрипки, флейты и кларнета. 

«Дракон»

6 апреля в 20.00 на сцене Дворца культуры РУТ (МИИТ)

Московский режиссер Марат Гацалов сделал в Омском театре драмы необычную постановку по пьесе Шварца «Дракон». Он совсем отказался от сцены: актеры играют в узком проходе между сценой и зрительным залом, да еще и почти в полной темноте. Их лица освещают налобные фонарики. Режиссер демонстрирует нам странный, перевернутый мир: главную героиню девушку Эльзу играет возрастная актриса Валерия Прокоп, играет с щемящей грустью и обреченностью в глазах. Дракон похож на добродушного разбойника, вяло контролирующего вверенных ему людей, то поглаживая их по головке, то грозя пальцем. Ланцелот, рыцарь, который вступает в бой с Драконом, здесь безлик и равнодушен. Бургомистр похож на клоуна, но умного и изворотливого. В таком мире победить Дракона невозможно, он будет постоянно возрождаться, принимая разные обличья и отражаясь разными гранями в искаженных лицах людей.

«Гроза»

7 апреля в 19.00 на сцене Театра имени Моссовета

Фото: Пресс-служба фестиваля «Золотая Маска»
Фото: Пресс-служба фестиваля «Золотая Маска»

Режиссер из Ижевского молодежного театра Александр Созонов поставил с артистами сахалинского «Чехов-центра» самую известную пьесу Островского, переместив действие в будущее, в 2159 год, и снабдив текст цитатами из романа-антиутопии Сорокина «День опричника». Персонажи все так же живут на берегу Волги, в городе Калинов, но декорациями служит не сельская местность, а полуразрушенная гидроэлектростанция, управляет же людьми некий киборг по интернет-трансляции. Несмотря на футуристический характер постановки, персонажи и основной конфликт остаются неизменными. В насквозь лживом обществе, где правят бал набожные лицемеры Кабаниха и Дикой, а все остальные подобострастно им подчиняются, есть только один человек, способный на живое чувство, — Катерина. Но ее пламенные порывы, ее стремление к свободе тонут в водах реки, внезапно вышедшей из берегов и затопившей весь город.

«Приказ короля»

7 апреля в 19.00 на сцене Музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко

Руководитель екатеринбургского театра «Урал Опера Балет» Вячеслав Самодуров взялся за постановку одного из самых малоизвестных балетов Мариуса Петипа. Музыку написал питерский композитор Анатолий Королев, красочные костюмы созданы Анастасией Нефедовой, дворцовый интерьер — заслуга сценографа Алексея Кондратьева. В результате от оригинальной хореографии почти ничего не осталось, сохранена только фабула, и тем не менее вся постановка — это оммаж балету как таковому: королевский двор Людовика XIV, где собственно балет и зародился, явлен тут во всем своем великолепии. История про странствия капитана Жерома, который по приказу Короля должен спасти пленницу Изору от Черной королевы, по словам режиссера, становится путешествием на край света в поисках красоты.

«Папа встретит меня в L.A.»

8 апреля в 20.00, 9 апреля в 17.00 на сцене Театра имени Моссовета (сцена «Под крышей»)

Этот постановка по мотивам книги американской писательницы Розмари Уэлсс «На “Синей комете”», впервые появившаяся на театральных подмостках, — необычный эксперимент. Зритель одновременно смотрит театральное представление и присутствует при съемках фильма в режиме реального времени. Он наблюдает за происходящим лежа, и сам порой попадает в объектив камеры. Спектакль молодого питерского режиссера Максима Соколова в Архангельском молодежном театре — удивительное кинематографическое и театральное путешествие, сочетающее в себе иммерсивный театр, театр художника и перформативные практики. Сюжет о подростке Оскаре, потерявшем отца во времена Великой депрессии, — история о крахе семьи как таковой, о потере опоры под ногами, о ложных идеалах и о фантастическом путешествии на поезде времени, которое позволяет соединить разорванную нить.