Фото: Tatyana Vlasova
Фото: Tatyana Vlasova

Когда-то она, еще безвестная хористка Национальной Латвийской оперы, поклялась себе на сцене Большого театра, что вернется в Москву в статусе звезды и дивы. Ждать пришлось долго, почти 17 лет. 25 февраля Кристине Ополайс выступит со своим сольным концертом на сцене Московской консерватории. И это нельзя пропустить. Сегодня Ополайс входит в число самых ярких звезд нового поколения оперной сцены. Именно о ней Рене Флеминг как-то сказала не без профессиональной и женской ревности: «Кристина — представитель нового класса артистов. Как для чемпиона Олимпийских игр, так и для нее нет ничего невозможного. Попросите их сделать еще один оборот в прыжке — и они это сделают».

Иногда кажется, что внешне холодноватая и сдержанная, с идеальной внешностью топ-модели и сильным звонким голосом, хорошо поставленным на операх Пуччини, Ополайс даже слишком красива и слишком безупречна для своих драматических героинь. Но это обстоятельство не останавливает лучших оперных режиссеров. Напротив! Например, Дмитрий Черняков, известный своей требовательностью к актерским способностям оперных див, трижды занимал Кристину в своих спектаклях («Игрок», «Дон Жуан», «Енуфа»). А на роль Тоски в постановке Берлинской государственной оперы ее лично пригласил сам Даниэль Баренбойм. После чего последовали приглашения в Ла Скала, Венскую оперу, Королевский Ковент-Гарден. Уже шестой сезон Кристина является солисткой Метрополитен-опера в Нью-Йорке. Именно здесь с ее именем связывают беспрецедентное событие: с разницей в сутки она исполнила две главные партии в операх «Богема» и «Мадам Баттерфляй». Исполнение роли Мими было вынужденным: Ополайс заменяла заболевшую певицу. Причем речь шла не о рядовом спектакле, а о кинотрансляции в серии The Met Live in HD. Зато после этой «Богемы» имя Ополайс стала всемирно знаменитым, а ее интерпретация Чио-Чио-Сан, по мнению The New York Observer, стала «самой убедительной за последние 20 лет».                

Латвия давно уже зарекомендовала себя как экспортер певиц мирового класса: Элина Гаранча, Мария Ребека, еще раньше — Инга Кална. Все их выступления расписаны на сезоны вперед. Они востребованы лучшими сценами мира. Можно, конечно, вспомнить о серьезных музыкальных традициях и певческой культуре маленькой Латвии. Все так. Но Кристине Ополайс неслучайно решила посвятить свой концерт памяти знаковой фигуре в латышской музыке и культуре — Андрису Жагарсу. Русским телезрителям он запомнился как неотразимо элегантный красавец-ведущий программы «Большой балет». Никто не умел выглядеть как он. Никто не держался с таким достоинством и благородством. В Латвии Жагарса знали и ценили как великолепного организатора, директора Государственной оперы, которую он поднял на небывалую высоту. Именно при нем зазвучали в полную силу сопрано, завоевавшие мировое признание, и великолепный хор театра. Но, похоже, продюсерский размах и масштаб Жагарса были вменены ему в вину. С поста директора его сняли в 2013 году как «не оправдавшего доверия». В знак протеста против его несправедливого увольнения Кристине Ополайс отказалась участвовать в праздновании 150-летнего юбилея Национальной оперы.

26 февраля будет ровно год, как Жагарса не стало. Драматизм его раннего ухода и траурная дата не могли не сказаться на репертуаре, который подобрала для своего московского дебюта Кристине Ополайс. Тут и прощальная ария Русалки из одноименной оперы Дворжака, и трагический предсмертный дуэт Манон и Кавалера де Грие из оперы Пуччини «Манон», и, конечно, коронная партия Ополайс — ария Чио-Чио-Сан из «Мадам Баттерфляй». Ее партнером станет американский тенор чилийского происхождения Джонатан Тетельман, которого New York Times охарактеризовала ни много ни мало как total star («всеобъемлющая звезда»). Имеется в виду не только красивый голос, но и внешность латинского любовника, идеально подходящая для всего пуччиниевского репертуара. Пройдет концерт в сопровождении симфонического оркестра Музыкального театра им. К. Станиславского и В. Немировича-Данченко под управлением француза Адриана Перюшона, дирижера Лос-Анджелесского филармонического оркестра. Так что свою клятву, можно сказать, Кристине Ополайс сдержала.