![Аватар](https://0d314c86-f76b-45cc-874e-45816116a667.selcdn.net/924BBD6F_DCB0_416A_93C7_BB586EEA37C4_avatar.jpg)
Тот, который не стрелял
![Фото: Пресс-служба](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/9c/c2/9cc2afa93b9ea0058d7bf8bb20682f29af36f3acda926793613adbf904e3cc8f.jpg)
Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, Франц Е. обнаружил, что бог есть. Если бы Терренс Малик предварил свой фильм таким титром или, как он любит, закадровым голосом, то путаницы с «Тайной жизнью» было бы значительно меньше. Потому что это, конечно, совсем не картина о борьбе с нацизмом — это история человека, который нашел бога и теперь не очень понимает, как с этим жить.
То есть формально Малик, безусловно, снял фильм, основанный на реальных и основательно задокументированных событиях. В Австрии действительно жил крестьянин Франц Егерштеттер, у которого была мама Розалия, жена Франциска, три дочери, мотоцикл и некоторое количество домашних животных. После того как произошел аншлюс Австрии и она стала частью Третьего рейха, Франца призвали в армию, но он неожиданно для всех отказался присягать Гитлеру и после нескольких месяцев в тюрьме был казнен за «действия, направленные на подрыв оборонной мощи». Все это Терренс Малик показывает со свойственной ему дотошностью, то загипнотизированный переливами воды на мельничном колесе, то завороженный игрой света и тени на лицах заключенных. Деревня, где снималась «Тайная жизнь», — это действительно австрийский Санкт-Радегунд, где жил Егерштеттер, и режиссер внимательно наблюдает, как в этом райском уголке, зависшем между небом и землей, прорастает зло (Франциска, разумеется, угощает Франца яблоком уже на первых кадрах).
![Фото: Пресс-служба](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/60/56/60564198fd049e209787a0556f8c981be2f9548687969ed374025cb9d710b83f.jpg)
![Фото: Пресс-служба](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/3f/95/3f955620cf6720aa7e33f88cdda2802474cd510d1b6cc61e67862886e524bda1.jpg)
Виной всему, разумеется, нацизм, и мэр Санкт-Радегунда, в которого словно вселился Гитлер, вскоре будет бесноваться на фоне языков пламени. Однако для Малика нацизм — это скорее метафора абсолютного зла, не нуждающаяся в подробных комментариях. Он не собирается изучать причины его возникновения и распространения — политические, экономические или социальные. Малика гораздо больше интересует проблема взаимоотношений человека с богом и остальными людьми. А сцена казни с гильотиной и палачом в цилиндре вообще заставляет вспомнить то ли Кафку, то ли Набокова.
В оригинале картина называется A Hidden Life, и это, конечно, никакая не «Тайная жизнь» — нет у Франца ничего тайного, он не уходит в подполье и не пускает поезда под откос. В русском переводе «Мидлмарча» Джордж Элиот, откуда Малик и позаимствовал это словосочетание, hidden — это «незаметный», что гораздо точнее описывает происходящее. Про Егерштеттера долгое время вообще мало кто знал за пределами родной деревни: первая книга о нем вышла в 1964 году, а к лику блаженных его причислили только в 2007-м. Причем «блаженный» — это, пожалуй, самое подходящее определение. Франц, разумеется, не святой: он гоняет на мотоцикле, выпивает и дерется, не собираясь никому подставлять другую щеку. Его упрямое нежелание принимать присягу воспринимается как блажь, непонятная и потому опасная. Найдя бога, Егерштеттер начинает отдаляться от людей, которые не могут взять в толк, что на него нашло, и потому начинают придумывать его странности рациональные объяснения. Одни считают его провокатором, другие — предателем, третьи — трусом. Никто не в состоянии увидеть, что для него почти физически невозможно встать на сторону зла хотя бы на словах. Франц, кажется, и сам этому не рад, а потому половину фильма пытается выяснить у умных людей, как же ему теперь жить, если Богородица не велит молиться за царя Ирода. Но ответа так и не находит, так что путь ему остается только один, и нож гильотины в финале рифмуется с лезвием косы, появляющимся в первом кадре, а похоронный звон колокола в конце фильма — с благовестом в начале.
![Фото: Пресс-служба](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/9f/fc/9ffc3ecb0d991be3c933c675595882bb0020acc1825826c4aa4dad5db2b8d204.jpg)
![Фото: Пресс-служба](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/27/78/27787290a58c163e1f7226b9b101b41f97f43ec87b1d87eb5d56b34abf922c25.jpg)
В какой-то момент Малик вставляет в картину кадры цветной хроники с Гитлером в Берхтесгадене, отчего мир «Тайной жизни» приобретает совсем фантастические очертания. Словно на одной горе сидит Франц, играя со своими дочерьми, а на соседней танцует Адольф, щекоча детишек усами. Добро и зло, молот и наковальня, коса и камень. В общем, неудивительно, что мудрые американские киноакадемики, почувствовав подвох в этом фильме, на первый взгляд казавшемся обычной историей про борьбу с нацизмом, оставили картину Малика без единой номинации на «Оскар».
«Тайная жизнь» стала последним фильмом, который прокатывали Fox Searchlight Pictures: вскоре после его выхода на экраны Walt Disney Studios, благополучно поглотившие эту компанию, отобрали у нее приставку Fox, превратив просто в Searchlight Pictures. Для симметрии и вообще поддержания мировой гармонии с этой картины начали свою деятельность «Белые ночи» — кинодистрибьютор, который входит в Группу компаний ГПМ КИТ (в составе «Газпром-медиа») и планирует заниматься прокатом авторских, фестивальных и прочих экспериментальных фильмов. И это, во многих отношениях, большая удача. Для «Белых ночей» — потому что Терренс Малик внезапно снял фильм, у которого есть линейный сюжет и даже вроде бы сценарий (после «Рыцаря кубков» и «Песни за песней» казалось, что режиссер уже выше этого и с нами ему немножко скучно). А для всех остальных — потому что на «Тайную жизнь» можно сходить в кино. Понятно, что рано или поздно появится шанс посмотреть ее в домашних условиях, но в квартире все-таки слишком много отвлекающих факторов, а фильмы Малика — это нечто вроде церковной службы, которую желательно отстоять от начала и до конца. Без перерывов на монастырский квас и инстаграм.