![Аватар](/_nuxt/img/none.b96e764.png)
«Добраться до вершины и выпить черной воды». Создатели «ГЭС-2 Оперы» о новой постановке в Лабораторном корпусе МЭИ
![Фото: V-A-С Foundation](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/5f/00/5f0058fec3264ce4c160161777ed15667805b460ddc1116f4af67091c15968fc.jpg)
Ɔ. Расскажите о замысле постановки. Как он родился?
Анна: «ГЭС-2 Опера» — часть большого проекта, посвященного истории московской электростанции, которая теперь выведена из строя. Проект начинали наши коллеги Мария Крамар и Ольга Стеблева, они собирали архив и приглашали разных художников для изучения наследия предприятия. Всеволод Лисовский тогда начал брать интервью у работников только что закрывшейся станции и поговорил в том числе с обходчиком Ильей Власовым. Поэт Андрей Родионов написал на основе этого интервью поэтический текст, а Митя Власик придумал композицию. Этот проект должен стать частью звуковой инсталляции в ГЭС-2. Опера же — сценическая версия инсталляции, доработанная Лисовским и художником Ириной Кориной. В либретто, помимо текста обходчика, есть еще и техническая документация, которую пропевают артисты.
«ГЭС-2 Опера» создана для программы «Расширение пространства. Из центра» — этим проектом мы занимались весь прошлый год. Перед нами была задача задействовать новые для нас локации и московские районы, удаленные от Бульварного и Садового кольца. Мы вместе с командой нашли это потрясающее место — Лабораторный корпус института, который студенты называют «Бастилия», пришли туда как культурные варвары, как лирики к физикам, и сказали: «Сейчас мы будем вас прославлять. Берегитесь».
![Фото: V-A-С Foundation](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/c5/f9/c5f900bc017f3bcdbe64a2088a9a14c02103c7411b988cff191aa38da87202c8.jpg)
![Фото: V-A-С Foundation](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/b3/ff/b3fff47b986362a616fa31b6a61739e2b19ad5e60e666120623f286b0631d762.jpg)
![Фото: V-A-С Foundation](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/34/e6/34e6608239e1a2e13c2597b53f31a81330726507e2fdd1f8559255cf46858ad3.jpg)
![Фото: V-A-С Foundation](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/0f/4b/0f4bc7544d83f5b54bab3391523fb3308204b6029bc84c1c6436baa50da2e0fc.jpg)
Ɔ. На странице оперы в интернете написано, что часть предметов, составляющих декорации, «карнавально и нарядно изображает ритуальную утварь будущей цивилизации гуманитариев, воздающих хвалу представителям точных наук». Что это значит?
Андрей: Актеры у нас одеты в плюшевые костюмы, на ногах у них — мягкие тапочки. Представьте себе, что умерла некая цивилизация, и мы уподобили ее жителей богам и воздаем им молитвы, по сути не зная, как это делать, поэтому и напяливаем на себя такие нелепые одежды. Еще мы «помним», что есть некий рисунок линии электропередач, и вот в процессе спектакля составляем эту ЛЭП из палок и везем ее куда-то наверх, не зная, что с ней делать. Мы просто поклоняемся ей. Наша утварь — квазирелигиозная, представьте, что мы сами построили ее по осколкам уничтоженной цивилизации.
Анна: Мы, как новые христиане, придумываем новый культ.
Ɔ. Зрители в течение спектакля поднимаются на восемь этажей по длинному крутому пандусу. Но в здании есть еще лифт — постоянно движущийся, без дверей, куда люди запрыгивают на ходу. Как он используется?
Анна: Лифтом непрерывного действия пользуются только артисты. Он уже 40 лет как не работал, его специально запустили под нашу оперу. Мы подружились с лифтером Владимиром Ильичом Ульяновым, который нам очень помогает. В Москве всего три таких лифта.
![Фото: V-A-С Foundation](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/ba/da/bada7cce17df7587bb2cfd454741cab0a354b3d4c6db6dbfa325bdc4fb1cb7cf.jpg)
![Фото: V-A-С Foundation](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/ce/42/ce42102b8fee0f2ea8a29d22ff85bcae0469194dda07ffcd99d0af63e95f1495.jpg)
![Фото: V-A-С Foundation](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/5c/e4/5ce4934e30f9a42db7e579b4fe4799553000858052b0f4f3b29a11f1e8996747.jpg)