Индустрия аудиокниг изнутри
Саймон Вэнс, «Золотой голос» по мнению AudioFile и первый «Голос выбора» в Booklist
Как вы попали в бизнес и какие советы вы бы дали для новичков?
Я начал читать в Королевском национальном институте слепых в Лондоне, в свободное от работы на BBC время, почти тридцать лет назад, когда аудиокниги были действительно доступны только для слепых и слабовидящих. Восемь лет я досконально изучал эту работу (я называю это своей стажировкой). Я приехал в Калифорнию в начале девяностых и сумел найти компанию, желающую послушать записанную мной кассету для прослушивания. Я им понравился, и после этого я никогда не оглядывался назад.
Советы по проникновению в бизнес:
Жертвование личным временем и чтение для благотворительности — все еще довольно хороший способ начать, так что ищите возможности в вашем районе. Нужно иметь в виду, что создать домашнюю студию с самого первого дня обучения стало довольно просто, но на самом деле мало какому новичку удается создать материал такого качества, который заинтересовал бы коммерческого издателя. Новичку надо найти место, чтобы оттачивать свое мастерство и доказать, что у него есть к этому талант. В наши дни интернет предлагает много возможностей для практики — например, librivox.org, который просит добровольцев прочитать главы книг, находящиеся в свободном доступе (без платы за авторское право), а затем публикует их через интернет-сайт. Это способ не только потренироваться, но и получить ценные отзывы от слушателей, благодаря которым вы сможете получить представление о том, готовы ли вы обратиться к коммерческим издателям.
Я должен также добавить, что хотя оборудование и направление, в котором можно двигаться, являются важными составляющими, не менее важно, чтобы вы работали над своими актерскими способностями вне студии. Наличие «хорошего голоса» (что бы это ни значило) — крошечная часть одной большой составляющей. Чтецы — это голосовые актеры в прямом смысле этого слова, поэтому подумайте о том, чтобы брать уроки актерского мастерства, импровизировать, даже работать с тренером по голосу, чтобы найти естественного себя.
Как вам удается оставаться последовательным в течение нескольких дней или недель записи?
Темп очень важен. Однажды в классе одна из студенток спросила, почему ее муж (слушатель ее первичных образцов чтения) нашел ее голос скучным и безжизненным в конце семичасовой книги, которую она записала... Оказалось, она записала все это за один день! Я редко записывал больше пяти полных часов за день и никогда даже не мечтал о том, чтобы оставаться последовательным в течение дня с семью полными рабочими часами! Запись аудиокниги требует выносливости и выдержки. Сосредоточенность, необходимая для того, чтобы быть включенным на протяжении всей записи дня, может быть умственно (и физически) утомительной.
Обычно, я записываю час и делаю перерыв, затем еще один час, другой перерыв и так далее. Если я чувствую, что мой голос начинает истончаться, я останавливаюсь, потому что я знаю, что мне придется соответствовать своему голосу, когда я начну записываться на следующий день. Это немного отличается от времени, проведенного в профессиональной студии, где есть инженер и продюсер/режиссер. Финансовые ограничения означают, что у вас не может быть слишком много времени для простоя, но тогда уровень стресса уменьшается, потому что у вас есть два других человека, которые следят за ошибками и заботятся обо всех технических аспектах во время записи.
Совет по последовательности:
Попытайтесь найти естественный перерыв в истории, чтобы отдохнуть, так даже небольшая разница в вокальной энергии будет менее заметна. Кстати, всякий раз, когда вы снова приступаете к работе после перерыва (особенно в течение ночи), всегда слушайте несколько последних записанных абзацев, чтобы вернуться к тому же ритму, на котором вы остановились перед перерывом.
На какую зарплату можно рассчитывать?
Очень сложно сказать, чего ожидать в финансовом плане, потому что на самом деле определенного стандарта нет. Я начинал с 40 долларов за полный час (почти тридцать лет назад), и я знаю, что есть много мест, где по-прежнему предлагается ненамного больше этого. SAG-AFTRA начал проявлять более активный интерес к установлению стандартного «профсоюзного» тарифа для этой работы, а раньше они хотели, чтобы он рассчитывался по общей ставке «за час студийного времени». Это не работает для аудиокниг, где время чтеца в студии для каждого полного часа может сильно отличаться в зависимости от способностей рассказчика и, что не менее важно, от типа читаемой книги.
Кажется, что-то около 200 долларов за каждый полный час является текущей целью для профессионального «профсоюзного» стандарта по всей стране, но не надейтесь на это, пока не наработаете хорошо зарекомендовавших себя записей. Сейчас авторские гонорары редкость, если они вообще когда-либо выплачиваются рассказчикам (если бы они были, я мог бы, вероятно, уйти в отставку на доходы от серии «Миллениум» Стига Ларссона!), и будут ли в будущем — неизвестно.
Примечание о времени и бюджете. Каждый полный час требует нескольких часов закулисной подготовки в форме предварительного чтения, произношения, изучения персонажа и т. д.
Что вы можете посоветовать при чтении длинных книг?
Убедитесь, что рядом с вами стоит стакан воды! Не стоит проводить вечера, посещая вечеринки с друзьями (или девушками), а так же, лучше избегать тех спортивных мероприятий или громких концертов, где придется много кричать. Помните, что я говорил о выносливости: убедитесь, что вы здоровы и хорошо отдохнули.
Во время самой записи, если вы используете голоса персонажей, делайте заметки, чтобы напомнить себе, каким голосом обладает каждый из них, даже когда записываете отдельный сэмпл для прослушивания позднее.
Будьте осторожны в своем выборе — грубый голос может звучать хорошо на первой странице, но к тридцатой вам уже будет ужасно больно им читать!
Заключительный совет. Если вы прошли всю подготовку (предварительное чтение, списки произношения и т. д.), вам не придется слишком много работать, поэтому расслабьтесь — если вам будет нравиться рассказ, которым вы делитесь, то и слушателю тоже понравится.
Джонни Хеллер, обладатель награды Multi-Audie Award и действительно крутой парень
Сколько актерского мастерства в книжных рассказах?
Мне кажется, что там нет ничего, кроме актерского мастерства.. Несмотря на то что я пишу свою собственную книгу, я рискну, дав возможность узнать, о чем она, и скажу вам следующее: у вас есть сценарий и аудитория. Вы — актер-чтец, и вы несете ответственность за то, чтобы изобразить каждого персонажа и полностью посвятить себя идее автора в каждом моменте. Я считаю, что это и есть актерское мастерство на самом органичном уровне.
Что при чтении книг приносит больше всего внутреннего удовлетворения?
Получение знаний, развлечение себя и развлечение других, а также возможность рассказать историю от начала до конца. Это замечательно.
Как вы получаете работу?
По большей части я шантажирую продюсеров яркими фотографиями, которые я делаю в фотошопе в своей лаборатории. На самом деле НЕТ. На этом этапе моей карьеры мне дают проекты издатели или прослушивают меня. Большая часть этой работы состоит в том, чтобы найти следующую работу. Существует множество способов получить ее. Это действительно большое дело, но актеру необходимо искать работу у издателей, авторов и правооб-ладателей. Вы можете посещать семинары, конференции, быть активными онлайн-пользователями — проводить исследования и так далее.
На какие подводные камни следует обратить внимание чтецам аудиокниги?
Не озвучивайте книги просто так, для «опыта». Если вы записываете кучу дерьмовых книг просто для изучения процесса, вас будут называть дерьмовым чтецом книг. Поймите, пока этот бизнес только развивается — это очень маленький мир, и люди быстро узнают о вас, будьте смекалистыми. Не соглашайтесь на работу, которая вам не нравится или которую на самом деле вы не сможете выполнить. Если речь идет об австралийцах, а вы не можете изобразить австралийский акцент, то, возможно, лучше отказаться от работы с этой книгой. Если это горячая сексуальная эротика, грудастые девушки и немецкие мужчины в Speedo, а вы Майк Пенс или его пастор, вам лучше сказать «нет». Вы должны знать, что вы сможете исполнить, а что нет, и тогда у вас получится хорошо делать это и быть честным в этом деле.
Насколько важно посещать отраслевые конференции, такие как APAC?
APAC — это очень важное событие, потому что практически каждый издатель будет там. Это самое большое количество потенциальных работодателей, собранных в одном месте, и здесь у вас появится шанс поприставать к ним. Также вы можете узнать много полезного. Вы должны посетить семинары, чтобы поучиться и завести новые связи. Вы не должны ждать, что вас «заметят», тем более если вы только планируете научиться, как работать лучше и более последовательно в этом бизнесе. Знакомство и заведение связей очень важно в этом бизнесе.
Какой совет вы бы дали актерам, чтобы найти и наладить связи в отрасли?
Помимо того, о чем я уже упомянул, используйте социальные сети, особенно группы, о которых вы должны знать. Есть десятки групп Facebook по аудиокнигам, и там вы можете многому научиться, просто читая обсуждения. Узнайте, кем являются те, кто работает в этой отрасли, кого уважают, и найдите этих людей. Если вы хотите взять уроки у кого-то, кто профессионально занимается обучением, вы должны уточнить цену за их наставничество, а не просто заявить: «Можете ли вы рассказать мне все, что вы знаете, за чашечкой кофе?» Если это то, что стоит знать и чему необходимо научиться, чашка кофе — это несправедливая цена за такую информацию. Подходите к людям, занимающимся кастингом, и издателям с уважением и умом. Как бы вы хотели, чтобы к вам подходили, если бы поменялись с ними местами?
Какое самое смешное слово или фразу вам пришлось произнести?
Слово «пузырь» всегда смешное. Но я должен был сказать следующее: «Вы случайно глотаете около восьми пауков в год», что смешно и не соответствует действительности... кстати говоря.