К врачу не выходя из дома. Что надо знать о телемедицине и медицинских приложениях
Греческая приставка «теле-» означает «далеко» и используется в словах, обозначающих передачу данных на расстояние: «телевидение», «телеметрия». Телемедицина — это дистанционная медицина, логичное следствие проникновения коммуникационных технологий во все сферы нашей жизни. Потребность в ней была всегда, ведь очень сложно и дорого обеспечивать медицинской помощью, например, жителей малонаселенных и отдаленных регионов. Или космонавтов, от здоровья которых зависит выполнение ответственной миссии на орбите. Но лишь в последние десятилетия, с развитием интернета, телемедицина постепенно становится общедоступной услугой.
Полезна она не только отшельникам и космонавтам. Согласно исследованиям, средняя продолжительность визита к врачу в США составляет 121 минуту. Однако лишь 20 минут из этого времени длится сам прием, тогда как большая часть времени уходит на дорогу (37 минут) и ожидание в клинике (64 минуты). Вероятно, в России эта пропорция не сильно отличается от американской.
Телемедицина — двусторонний сервис. Чаще всего он используется для онлайн-консультаций пациента с врачом. Сами врачи нуждаются в консультациях с коллегами — например, в трудных случаях оперативного вмешательства или при обучении молодых специалистов. Телемедицина также предполагает дистанционный мониторинг состояния пациента с помощью датчиков (медицинскую телеметрию). То есть, если ваш фитнес-трекер будет отсылать данные о пульсе вашему лечащему врачу, это уже телемедицина.
Сегодня «дистанционная медицина» — один из самых быстрорастущих сегментов мирового рынка медицинских услуг, а нынешняя пандемия, как ожидается, только подстегнет его развитие. Помимо удобства и сокращения издержек пациента, у телемедицины есть еще один несомненный плюс: возможность избежать заражения при посещении поликлиники.
Телемедицина в России
Для нашей страны с ее огромными расстояниями телемедицина особенно насущна. Дистанционно врачи способны спасти множество жизней и сберечь здоровье людей, которые в противном случае вовсе лишены медицинской помощи. В мегаполисах телемедицина приносит не меньше пользы, сокращая число визитов к врачу для больных людей, снижая риски заразиться какой-нибудь инфекцией или заразить кого-нибудь своей.
В 2018 году вступил в силу закон, регулирующий оказание телемедицинских услуг на территории России. В нем прописано право врача проводить консультации через интернет или по телефону. Правда, постановка диагноза и назначение лечения возможны только при очном приеме.
Что же доступно онлайн? «Мы имеем право расшифровки готовых анализов, можем провести консультацию по поводу проведенных исследований, посоветовать дополнительные исследования, дать общие рекомендации, обновить существующие рецепты на лекарства, которые сами же выписали раньше», — перечисляет дистанционные услуги гастроэнтеролог Ядри-Херардо Самбрано Бонилья.
Кроме этого врач вправе дистанционно корректировать назначенный ранее курс лечения, давать второе мнение (альтернативную оценку здоровья пациента), советы по профилактике заболеваний и другое.
Сейчас, на фоне эпидемии COVID-19, все громче звучат предложения снять существующие ограничения и позволить врачам дистанционно проводить первичный прием, с постановкой диагноза и назначением курса лечения. Это позволило бы, с одной стороны, усилить карантинные меры, снизив нагрузку на поликлиники, а с другой — открыло бы людям возможность с пользой потратить неожиданные каникулы. Например, пройти дистанционное обследование в связи с хроническими недомоганиями, которое обычно откладывается до лучших времен.
[bigallery list="2224876"]
Приложения
Появление телемедицины требует определенных технологий. В мире, в том числе и в России, развивается рынок мобильных приложений, которые позволяют получать медицинские консультации дистанционно. Недавно Роскачество провело комплексную оценку самых популярных из них.
Взаимодействие с пациентом через приложение очень похоже на привычный офлайн-прием, рассказывает эндокринолог Эльвира Сабирова: «Мы представляемся, пациент выбирает предпочтительный вид общения – чат, звонок или видеозвонок. Дальше все идет в рамках обычного приема: жалобы, сбор анамнеза, семейного анамнеза. Если пациент уже был у конкретного врача и был установлен диагноз, мы просим результаты исследований. В конце консультации врач спрашивает, есть ли дополнительные вопросы у пациента».
Подготовка к онлайн-консультации
Правильная подготовка к приему сэкономит время врача и сделает консультацию более эффективной. Рекомендуется заранее сформулировать все свои жалобы и вопросы, прикрепить в приложении результаты уже проведенных исследований, быть готовым к ответам на вопросы о диете и лечении в последнее время.
Преимущества для пожилых
В сложившейся ситуации под ударом в первую очередь пожилые люди: 90% смертей от COVID-19 в Европе приходится на тех, кто старше 60 лет. Кроме того, они особенно уязвимы перед негативной информационной волной, сопровождающей пандемию. К тому же люди старшего поколения часто обременены хроническими заболеваниями, которые требуют регулярного наблюдения у врача, что в нынешних условиях может быть затруднительно и опасно для здоровья. Онлайн-консультации помогут не прерывать курс лечения, а также избавиться от чрезмерной тревоги.
«Сейчас сама ситуация вынуждает нас всех активно пользоваться онлайн-услугами, — говорит Эльвира Сабирова. — Важно понимать, что строгая изоляция действительно важна в условиях эпидемии, это показывает опыт других стран. На фоне повышенной тревожности могут обостриться хронические заболевания, а телемедицина дает возможность поговорить с врачом, успокоиться, обсудить волнующие вопросы».
Благодаря дистанционной медицине пожилые люди и их родственники могут, не покидая дома, получить квалифицированный ответ на многие волнующие вопросы. Врач подскажет, как во время самоизоляции поддержать иммунитет и здоровье и избежать обострения хронических заболеваний, как ухаживать за малоподвижными родственниками и обезопасить семью, если один из ее членов вынужден продолжать ходить на работу, и т. д.
Развитие телемедицины может стать одним из немногих однозначно положительных следствий пандемии COVID-19: она способна существенно повысить эффективность системы здравоохранения, открывая новые возможности, снижая издержки и риски как для врача, так и для пациента.
Приложение SmartMed, разработанное оператором МТС и сетью клиник МЕДСИ, позволяет получать дистанционные консультации специалистов, хранить под рукой всю свою медицинскую историю, а при необходимости — вызывать врача на дом. SmartMed поможет запланировать консультацию заранее, а в экстренных случаях — получить ответ дежурного врача в течение нескольких минут круглосуточно. Узкопрофильные специалисты консультируют онлайн согласно расписанию с 8:00 до 21:00.