Аркадий Столпнер: Как коронавирус объединяет государство и частную медицину
В конце апреля в Санкт-Петербурге на базе МИБС открылись два амбулаторных сортировочных центра компьютерной томографии (КТ) для обследования пациентов с подозрением на COVID-19. Это был первый в стране опыт включения негосударственного медицинского центра в муниципальную систему транспортировки заболевших.
В этот период перед МИБС стояли две задачи: первая и основная — не допустить, чтобы объем и качество оказываемой медицинской помощи уменьшились, так как мы онкологическое учреждение. И нам это вполне удалось. Во всем мире сегодня «ковидная» медицина потеснила «нековидную», объемы специализированной медицинской помощи упали в разы, но мы сумели этого избежать. Несмотря на то что пациенты из-за рубежа с марта не могут доехать до Петербурга, наши Онкологическая клиника и Центр протонной терапии сейчас лечат даже в большем объеме, чем в прошлом году.
Вторая задача — это борьба с коронавирусной инфекцией. У нашего института большие возможности в медицинской визуализации, и мы просто не могли остаться в стороне и не задействовать свои ресурсы и опыт. Почти с первых недель эпидемии в Ухане стало понятно, что один из надежных вспомогательных методов диагностики нового заболевания — это компьютерная томография. Так как это одна из наших компетенций, мы могли быть полезны.
Когда в апреле стало очевидно, что система здравоохранения Санкт-Петербурга работает с перегрузкой, что скорые много часов стоят в очередях в приемные покои больниц, возникла идея начать сортировку пациентов в амбулаторно-сортировочных центрах компьютерной томографии, которые будут разделять доставленных на тех, кому показана госпитализация, и тех, кто может проходить лечение на дому. Пользу от такой маршрутизации получают все: разгружаются приемные покои стационаров, легкие пациенты избегают госпитализации, а значит, ненужного стресса и рисков дополнительного инфицирования, а больничные койки остаются для тяжелых больных, которым они действительно необходимы.
Как ни парадоксально, идея родилась одновременно и у нас, и у комитета здравоохранения Санкт-Петербурга. Впрочем, мы ничего нового не придумали: изучили опыт Москвы, где к этому времени работали уже 47 сортировочных центров КТ на базе городских лечебных учреждений. Но в Петербурге решили пойти по нестандартному пути и привлечь частные клиники.
Подчеркну: для нас это некоммерческая история. Поначалу, когда мы вышли с инициативой помочь, не было понятно, по каким тарифам будут оплачивать исследования КТ из фонда ОМС (для пациента, естественно, процедура бесплатная). Только позже стало известно, что комитет здравоохранения Петербурга и ТФОМС разработали специальный тариф, покрывающий затраты на приобретение средств индивидуальной защиты для персонала, работающего в «красной» зоне.
Мы откликнулись сразу и очень быстро, буквально за 48 часов развернули на базе нашей поликлиники в центре города первый сортировочный центр КТ. Меньше чем через две недели открыли второй центр в северных районах и тоже провели полную подготовку к старту в течение трех суток.
Дело в том, что мы были полностью готовы к быстрому старту, так как начали подготовку заранее, когда скептики еще сомневались, что пандемия дойдет до России. Наши специалисты смотрели, что происходит в Китае, потом в Италии, в США, переписывались со своими зарубежными коллегами и представляли ситуацию очень реалистично. Заместитель главного врача МИБС Михаил Черкашин еще в начале февраля стал настаивать на комплексной подготовке к работе в чрезвычайной ситуации, и руководители компании его поддержали.
Прежде всего, закупили средства индивидуальной защиты, включая костюмы, маски, респираторы, перчатки. Пресловутого дефицита СИЗ, как и антибактериальных и дезинфицирующих средств, у нас не было. Но для безопасности персонала главное даже не наличие средств защиты, а умение правильно их надевать и снимать. Еще в марте было организовано обучение для всех, кто потенциально мог ходить в «красную» зону. Благодаря этому за 2,5 месяца работы наших сортировочных центров ни один из 36 человек в «красной» зоне не заразился. Мы периодически делаем тесты на антитела: ни одного положительного результата.
Одновременно начали зонирование помещений. Онкологическая клиника и другие объекты МИБС были условно разделены на «красные» (опасные) и «зеленые» (безопасные) зоны — на случай выявления заражения среди пациентов или персонала. А центры компьютерной томографии были физически переоборудованы под сортировку пациентов. Как только городу понадобилась наша помощь, строители, работая день и ночь, за трое суток построили в пределах зданий фактически герметичные структуры, чтобы принимать больных с подозрением на COVID-19 без угрозы для остальных сотрудников и пациентов. В сортировочных центрах были организованы отдельные входы для медперсонала (через санпропускник с душем), для пациентов, доставленных скорыми, а также для тех, кто продолжал приходить к нам на обычную диагностику и лечение.
Параллельно была полностью перестроена работа отделения лучевой диагностики. Большинство наших врачей-рентгенологов в «мирной» жизни работают со снимками МРТ, и, чтобы помочь им включится в процесс, были разработаны подробные шаблоны описания компьютерных томограмм легких. Ведь, когда стоит очередь из 20–30 скорых, невозможно, как обычно, описывать снимок полчаса, норматив – 10–15 минут. Рентгенологи смотрят снимки в круглосуточном режиме с удаленных рабочих мест, которые тоже заранее и в достаточном количестве создали сотрудники ИТ-службы компании. Наша телемедицинская сеть уже 15 лет объединяет диагностические центры компании по всей стране, и ее наличие стало большим плюсом. Надежные каналы связи дали возможность передавать большие объемы данных и гибко реагировать на меняющуюся ситуацию: при необходимости к описанию снимков врачи подключались прямо из дома и даже из других регионов.
Без неожиданностей не обошлось: в середине мая внезапно один за другим стали выходить из строя компьютерные томографы в других четырех сортировочных центрах города, и скорые пошли к нам. Нагрузка на две машины МИБСа выросла с планировавшихся 260 до 400 пациентов в сутки. На самом пике за шестичасовую смену дежурная бригада приняла 79 человек!
Буквально на ходу пришлось внедрять лайфхаки, отрабатывать технологичность приема и обследования пациентов до минуты. Например, стали записывать результаты КТ на «флешки», а не на диски. Каждый такой прием экономит по 1–3 минуты на одном обследуемом. Но когда счет идет на сотни человек в сутки, то минуты превращаются в часы.
Очень важно, что нас не подвела техника: компьютерные томографы от нашего партнера Siemens Healthineers не встали ни разу. Перед открытием второго сортировочного центра мы специально установили новый томограф — ввиду технических характеристик, он оптимален для работы на потоке: на нем можно обследовать до 200 пациентов за сутки. Инженерной службе пришлось работать круглосуточно, чтобы выполнить пуско-наладочные работы в три раза быстрее, чем обычно. Впрочем, дело не только в хорошей технике, но и в системе ее обслуживания, ориентированной на предупреждение сбоев.
Все эти факторы: техническая подготовка, отработанная технология, гибкая реакция на ситуацию, а главное — наша команда, умеющая работать с полной самоотдачей, — дали возможность справиться с пиковыми нагрузками. Два наших центра в мае (а это был самый напряженный месяц) приняли 65% пациентов, прошедших через амбулаторные КТ-центры города.
Пандемия продемонстрировала, что частная медицина — не только надежный, социально ответственный, но и очень эффективный партнер государства. Бизнес, в силу своей природы, способен реагировать быстро, максимально продуктивно, с минимальными затратами добиваясь лучших результатов. Но это не значит, что наши ресурсы и опыт могут быть задействованы только в экстренных ситуациях: мы должны быть полноценными участниками государственной системы здравоохранения и в «мирное» время, получить равный с государственными медучреждениями доступ к плановым заданиям по ОМС. В странах с развитыми системами здравоохранения именно частная медицина является для государства эффективным ресурсосберегающим инструментом, который, в первую очередь, обеспечивает доступ к самым современным (и ресурсоемким) технологиям лечения. Надеюсь, успешный опыт взаимодействия в борьбе с коронавирусной инфекцией заставит государство по-новому взглянуть на партнерство с «частниками».