Кадр из клипа Ивана Дорна «Wasted»
Кадр из клипа Ивана Дорна «Wasted»

Мы в 60 000 раз быстрее понимаем то, что видим, чем то, что слышим. Визуальный образ музыканта — очень мощный канал взаимодействия со слушателем и дополнительный способ трансляции идей. Артисты всегда искали грань, провоцировали и пытались удивлять. Но если раньше рупорами были пресса, клипы и ТВ-шоу, то теперь это соцсети и музыкальные сервисы. 

Тренд 1. Будь проще и будь везде 

Поддержка связи с фанатами становится важнее вложений в производство визуального контента. Сегодня крутость не в том, насколько качественными вышли клипы, а в том, насколько плотно ты работал с аудиторией в процессе и какой отклик в сети получил в итоге. Главное требование для попадания в топ — «мемоемкость» и виральность. 

Все поняли, что могут стать сами себе и глянцем, и желтой прессой. Вместо помпезных клипов, интервью в Rolling Stone и затрат на PR артисты могут давать живые концерты на стриминге (как Фогель, Гречка или Митя Фомин в «Звуке») или собственном YouTube-канале, поделиться фотографиями в инстаграме или, на худой конец, сбрить брови и снять сториз.

Тренд 2. Оммажи, переходящие в плагиат

Когда создаешь произведение, нет ничего зазорного в том, чтобы использовать чужие идеи, перерабатывая их и подбирая идеальное выражение для собственных мыслей. 

Музыканты часто обращаются к творчеству кумиров и коллег по цеху, чтобы отдать дань уважения, или используют прием «повторение чужой обложки» как часть промо. К примеру, выпустив London Calling, The Clash сделали отсылку к дебютному альбому Элвиса. Сегодня казахстанский хип-хоп-исполнитель Ганвест копирует визуальный стиль американского рэпера Tekashi 6ix9ine, а последняя обложка альбома Моргенштерна специально сделана для того, чтобы все сказали: «Эй, ты чего? Это же обложка DaBaby! Да ты вообще дикий, Моргенштерн!» 

Тренд 3. Виртуальные аватары музыкантов и анимационные клипы 

Тренд пошел от Gorillaz, которые долгое время выступали инкогнито, в образе, созданном британским художником комиксов и дизайнером Джейми Хьюлеттом. 

В России в конце 90-х чарты взорвала Глюк'oZa. Затем тема с виртуальными аватарами сошла на нет — были анимационные видео и рисованные копии настоящих музыкантов, которых все изначально знали в лицо. Цифровые аватары возродила группа «Френдзона» в 2018 году. Их реальные имена и лица были скрыты от публики, ребята выступали в ярких сценических образах. Кстати, снова о заимствованиях. Не находите, что Мейби Бейби — вылитая Британни Тейлор из мультсериала «Дарья», которая покрасила волосы в модный синий цвет?

Сегодня анимация в музыке вышла на новый уровень: с развитием IT музыканты стали сниматься в motion-костюмах и экспериментировать с технологиями редактирования видео дипфейк (deepfake), которые позволяют сделать подвижной фотографию человека при помощи нейронной сети. 

Тренд 4. Сотрудничество с онлайн-играми

Прошлым летом группа KoЯn выступила в онлайн-играх AdventureQuest 3D и AdventureQuest Worlds, калифорнийские панк-рокеры Offspring — в одной из самых кассовых игр мира World of Tanks. Charli XCX выступала в Minecraft с диджей-сетом, а Marshmello — в Fortnite. Трэвис Скотт в период ограничений, связанных с коронавирусом, дал концерт в рамках «Королевской битвы». За ним следили более 12 миллионов человек — это новый рекорд по количеству игроков Fortnite. Аватар Трэвиса читал рэп, сидя верхом на планете, горел и превращался в робота.

Тренд 5. Музыканты в масках и тематика «короны»

Изначально мода на маски, закрывающие нижнюю часть лица, пошла от K-pop-исполнителей. Для жителей азиатских мегаполисов носить респиратор обычное дело, а мальчики и девочки с внешностью аниме-персонажей и разноцветными волосами сделали его модным задолго до коронавируса. Карантин этот тренд разогнал: артисты стали выпускать треки на злобу дня и иллюстрировать альбомы в вирусной тематике. Помимо масок, музыканты в визуальных образах использовали тему изоляции, болезни, жизни и смерти, обыгрывали слово «корона» и образ вируса под микроскопом. 

Всего за период пандемии появилось около 400 песен на тему коронавируса. На музыкальном сервисе «Звук» подобные треки в феврале появлялись с периодичностью один в два дня. В марте и апреле — пять-шесть в день. Что касается жанров, то наиболее популярными стали хип-хоп (31% песен) и поп (16% песен). Наименее популярными — транс, брейкбит, дипхаус, R&B. Мы зафиксировали ежедневное увеличение прослушиваний композиций, где в названии или в тексте встречаются слова «корона», «вирус» и призыв остаться дома. Наибольшее внимание привлекли Бьянка с песней «Пандемия», Кис-Кис с «Карантином», Gidayyat, Gazan с «Коронаминусом», Хадн Дадн с «Мы сегодня дома» и «Давай останемся дома» Ольги Бузовой.

Тренд 6. Отталкивающая притягательность

Игра на грани уродства, которая в рамках эстетики позволяет выделяться среди гармоничных и приятных глазу визуальных образов. Формируют этот тренд рэпер из США Tyler the Creator, музыкальный проект Ивана Ворошилова «Недры», российский хип-хоп-исполнитель Boulevard Depo, канадский певец The Weeknd и внук Боба Дилана Grandson. 

Тренд 7. Эмодзи и элементы интерфейсов

Отличный способ привлечь внимание миллениалов и зумеров — поставить на обложку нового альбома эмодзи или чат. Скриншотом короткого диалога в окне мессенджера можно рассказать целую историю, а эмодзи уже давно стал универсальным эмоциональным языком. Этим и пользуются артисты, появившиеся в 2010-х, например, Клава Кока, Танир и Темча, Джаро & Ханза.

Звезды, вышедшие на сцену много лет назад, тоже не отстают: к примеру, российский рэпер Noize MC (чат с фразой «Давай сбежим») и пуэрториканский певец Daddy Yankee (красная обложка с эмодзи блондинкой и парнем в очках). А песню Lil Nas X под названием Old Town Road, которая установила рекорд по продолжительности пребывания в топе чарта Billboard Hot 100 в прошлом году, сопровождал клип, который полностью говорит на языке идеограмм и смайлов.

Все эти тренды объединяет общее настроение на музыкальном рынке после перехода музыки с физических носителей в интернет и стриминговые сервисы. Раньше люди покупали диски, листали буклеты, с трепетом перебирали содержимое подарочных изданий, сейчас подписываются на стриминг, по сути, приобретая доступ к файлам с музыкой, и слушают ее с телефона, в большинстве случаев фоном. Альбомы по-прежнему сопровождают арты для обложек, но меломаны их почти не видят: по данным наших аналитиков, пользователи гораздо чаще слушают не конкретных исполнителей, а музыку в плейлистах, привязанных к настроению, занятию или актуальному событию. Поэтому для того, чтобы сегодня создать заметный визуальный образ, артисту придется исполнять еще какие-то «прыжки в полете»: вкладываться в мультимедийность и эпатаж, делать более насыщенные и яркие клипы, чтобы они стали вирусными, создавая таким образом больше поводов смотреть на музыку.