Что изменилось

Пандемия вскрыла проблемы банков, которые на самом деле возникли еще раньше. Даже самым традиционным мировым финучреждениям пришлось искать способ быстро организовывать дистанционное обслуживание клиентов и удаленную работу сотрудников. 

По прогнозу A.T. Kearney, в следующие три года в Европе банки закроют 40 тысяч отделений, 70% операций по открытию расчетных счетов, депозитов и оформлению кредитов будут происходить удаленно. Тем, кому не хватит ресурсов на инхаус-разработку, придется искать готовые решения. 

Казалось, что необанки и финтех-стартапы в этой ситуации находятся в выигрыше. За последние годы многие превратились из новичков рынка в серьезных конкурентов традиционных банков. Только у необанков, работающих в Великобритании, число клиентов по всему миру в 2019 году почти утроилось по сравнению с предыдущим и достигло 19,6 млн человек. Но сейчас многие из них сталкиваются с проблемой роста. Самый известный и быстрорастущий британский стартап Revolut в ходе международной экспансии обнаружил, что одной автоматизации недостаточно. Компании пришлось нанять больше 1000 специалистов по обслуживанию клиентов и топ-менеджеров с опытом в классических банках. 

Ограничения, введенные во время карантина, обострили проблемы необанков и стартапов. Тот же Revolut к концу 2020 года ожидает снижения выручки вдвое: число транзакций, на которых зарабатывал стартап, из-за закрытия границ сократилось на 45%. Инвесторы не готовы вкладываться в проекты, исходя из докоронавирусных оценок. Объем финансирования финтех-стартапов в первом квартале 2020 года, по данным CB Insights, достиг наименьших показателей с 2017 года. 

Недавний скандал с Wirecard усугубил ситуацию: мошенничество топ-менеджмента одного из самых дорогих стартапов в сфере цифровых платежей не добавляет инвесторам доверия к новым проектам. После пропажи со счетов Wirecard $2 млрд компания подала заявление на банкротство, рыночная стоимость стартапа с $28 млрд (на 2018 год) вскоре после этого упала до $3 млрд. Работа немецкого регулятора BaFin, который вовремя не обнаружил мошенничества, тоже подверглась критике в период расследования. 

В современных условиях стартапам приходится больше заботиться о своей репутации: для этого нужно искать новых партнеров и модели сотрудничества. 

Чего ждут клиенты     

Для банковских клиентов, по данным KPMG, из-за COVID-19 главными стали четыре фактора: возможность сократить расходы, простота покупки, доверие к бренду и цифровая безопасность. Зумерам и миллениалам при этом не важно, организация какого формата предоставляет им услуги: банк, необанк или финтех-компания — главное, чтобы она соответствовала их ожиданиям. Если немецкий N26 позволяет открыть счет в приложении за 8 минут и не требует комиссий за переводы, этого достаточно, чтобы привлекать новых клиентов. В 2020 году аудитория N26, по данным банка, достигла 5 млн человек.

Доверие к бренду и уверенность в безопасности сервиса при этом влияют на выбор пользователя наравне с ценой и удобством. Несмотря на отмену ограничений, введенных из-за коронавируса, потребители планируют чаще использовать мобильные приложения для получения услуг, и они хотят знать, что их данные защищены от мошенников. Для российских клиентов это не менее актуально: в 2019 году, по данным EY, страна заняла третье место в мире по уровню проникновения финтех-услуг, но их чаще предлагали сами банки. Нефинансовым компаниям, предоставляющим подобные услуги самостоятельно, были готовы довериться только 13% пользователей, в случае их сотрудничества с банками — уже 45%. 

Классическим банкам, чтобы выжить, надо снижать затраты на рутинные операции, улучшать персонализацию услуг и зарабатывать на небанковских цифровых сервисах: например, таких, которые помогают клиенту подобрать объект недвижимости и оценить его инвестиционную привлекательность. В этом могла бы помочь кооперация со стартапами, но не у всех банков хватает ресурсов и опыта для того, чтобы извлечь пользу из такого сотрудничества. 

По данным Capgemini, только 6% банков, работающих с финтех-компаниями, достигли результатов, на которые рассчитывали. Аналитики видят причины в том, что большинство банков инвестируют в IT и в улучшение клиентского опыта, но это внешние нововведения, которые не меняют систему изнутри. Более 70% стартапов также разочарованы после попытки сотрудничества: интеграции мешает запутанная организационная структура и разрозненная работа банковских подразделений. 

Как банкам и стартапам завоевать потребителя        

В Европе сделать сотрудничество между корпорациями, в том числе банками, и стартапами более эффективным помогают мультикорпоративные венчурные фонды. LP (партнерами) таких фондов являются институциональные инвесторы и корпорации из разных отраслей. Управляющие команды фондов помогают им отобрать проекты под свои цели и разделить риск инвестиций с другими партнерами. Стартапы, в свою очередь, получают доступ к большим данным для тестирования решений и могут опробовать свою технологию с клиентами из разных отраслей.

Один из самых известных фондов подобного типа — немецкий Capnamic Ventures — был основан в 2013 году. Сейчас он действует на территории Германии, Австрии и Швейцарии и фокусируется на стартапах в сфере искусственного интеллекта, Big Data, IoT, кибербезопасности, финтеха и других областей. Capnamic делает ставку на межотраслевое сотрудничество: среди партнеров фонда — крупнейший госбанк Германии KFW, коммерческие банки Commerzbank и Helaba, а также такие компании, как Cisco, маркетинговое агентство DuMont Digital и авиакомпания Hahn Air.

Все эти банки и корпорации имеют долгую историю. Создавать новые IT-системы и разрабатывать новые продукты собственными силами в их случае долго и дорого. Capnamic помогает банкам объединить свои усилия по цифровой трансформации и сохранить конкурентоспособность на постоянно развивающемся финансовом рынке. Роль фонда — в создании условий для того, чтобы технологии могли менять сложившуюся систему: даже в такой консервативной среде, какой являются банки.

Например, немецкий финтех-стартап NDGIT, получивший от фонда 4 млн евро в 2018 году, предлагает банкам тестировать решения более сотни европейских финтех-сервисов на API-платформе стартапа. С ее помощью стартапы показывают, как работает продукт на искусственных тестовых данных банка. Опробованные решения банки внедряют в свои системы в течение нескольких недель, а не лет. По данным компании, в 2020 году платформой пользовались 25 европейских банков, включая швейцарский UBS, австрийский BAWAG, немецкий Solarisbank и ряд других банков из более чем десяти стран. 

Банки, которые видят в стартапах лишь конкурентов, или стартапы, мечтающие «убить за два года все банки», вряд ли сумеют выжить на рынке в ближайшие годы. Чтобы завоевать потребителя, тем и другим нужно пересмотреть свою бизнес-модель и научиться использовать преимущества бывших противников.