Начать блог на снобе
Все новости
Редакционный материал

Вернуть достоинство. История Еврейского яра

Российский еврейский конгресс (РЕК) приступил к работе над новым этапом программы «Вернуть достоинство». Ее цель — установка мемориальных знаков на местах захоронения жертв Холокоста по всей России. В прошлом году был открыт памятник в станице Григорополисская Ставропольского края. 13 октября 1942 года нацисты уничтожили на ее территории 150 человек: стариков, детей, женщин. Большинство из казненных были евреями — в основном беженцами из Ленинграда. Местные жители стали называть место их гибели Еврейским яром. «Сноб» рассказывает историю этого места
4 августа 2020 11:29
Фото: Пресс-служба Российского еврейского конгресса

С 2009 года вместе с фондом евангельских христиан России «Эвен Эзер», Центром «Холокост», региональными еврейскими общинами, местными активистами и краеведами РЕК работает над программой «Вернуть достоинство». С тех пор в России на местах массовых казней и захоронений евреев в годы войны открыли более восьмидесяти памятников. В рамках проекта также ведется восстановление имен и поиск новых мест захоронений.

До конца 2020 года в разных регионах России планируется установить около двадцати монументов. Мемориалы, памятники и стелы с именами жертв Холокоста появятся в Белгородской, Брянской, Волгоградской, Ростовской областях, а также в Ставропольском крае, где особенно много таких захоронений.

Ставропольский край считается самой большой братской могилой эвакуированных евреев на Юге России. В 2019 году в рамках программы уже был установлен один из запланированных здесь памятников — в станице Григорополисская.

Станица находилась под немецкой оккупацией около полугода. Солдаты вермахта появились здесь 3 августа 1942-го. Беженцев, в спешном порядке уходивших в направлении Кизляра, расстреливали с воздуха, ловили и отправляли обратно. Своих пленников немцы разместили во дворе коррекционной школы, огородив по всему периметру партами и несколькими рядами колючей проволоки.

Из пленных отобрали евреев — 53 человека. Их поместили в отдельную загородку из парт и поставили стенд с надписью Juden. Там их держали несколько дней без пищи и воды, а затем отвезли к большой балке (балкой и яром на юге России называют большой овраг. — Прим. ред.), где расстреляли. 

Оставшимся в станице евреям суждено было прожить еще пару месяцев. Как вспоминает жительница станицы Татьяна Семенюкова, которой тогда было 15 лет, к ним часто приходила одна еврейка: «Она покупала для своих детей литр молока. Больше она купить не могла, она была очень бедная. Евреи все были бедные, истощенные, всегда голодные, жили и работали они в колхозной конюшне. Однажды эта еврейка пришла к нам и спросила, не могли ли бы мы спрятать у нас на чердаке ее дочку, чтобы спасти девочку. Моя мама фашистов очень боялась, но все равно согласилась. Она все подготовила на чердаке».

В ночь на 13 октября 1942 года были арестованы более 150 евреев. Мужчин среди них почти не было, в основном женщины с детьми в возрасте от пяти до четырнадцати лет.

Описание ареста приведено в архивной справке: «Арест производился полицейскими, которые со списком в руках проводили облаву по квартирам. Всех арестованных привели в школу <...> и поместили в небольшую учительскую комнату <...> Утром на рассвете 13 октября приехал начальник районной полиции Сапунов Петр и атаман станицы Буланкин, проверили документы, после чего всех погрузили в автомашину, вывезли к лесу, к яру, находящемуся на территории колхоза "Правда" — недалеко от недостроенной больницы. Сбрасывали людей в яр предатели, изменники Родины в немецкой форме, а сидевший на обрыве-яру немец, расстреливал из автомата <...>». 

Некоторых раненых добивать не стали, а просто закидали землей. По воспоминаниям оставшихся немногих очевидцев, земля еще неделю шевелилась. Но помочь было невозможно — днем и ночью балку охраняли. 

После войны в станице стали называть эту балку Еврейским яром. В начале 1960-х годов игравшие здесь дети находили кости и черепа. У многих черепов не хватало зубов: возможно, раньше у них были золотые зубы, а потом их вырвали. Находили истлевшую одежду и совсем крошечную детскую обувь. 

Еще несколько лет назад на этом месте была свалка и отсутствовали какие-либо памятные знаки трагедии. Теперь же стоит гранитный монумент с именами расстрелянных, к которому люди приносят цветы и — по еврейской традиции — камешки.

Поддержать программу «Вернуть достоинство» вы можете на сайте vernutdostoinstvo.ru. РЕК удвоит сумму вашего пожертвования.

Поддержать лого сноб
0 комментариев
Хотите это обсудить?
Войти Зарегистрироваться
Читайте также
Российский еврейский конгресс открыл онлайн-доступ к материалам выставки «Спасители», посвященной 250 российским Праведникам народов мира. На выставке были представлены фрагменты видеоинтервью со спасенными и теми, кто, рискуя жизнью, укрывал евреев во время Холокоста. «Сноб» публикует полную версию одного из них
«Сноб» побеседовал с одним из авторов исследования «Преодоление трудного прошлого: сценарий для России», научным сотрудником Центра исследований современной культуры Института гуманитарных историко-теоретических исследований ВШЭ Дарьей Хлевнюк о том, что делать с «трудной памятью»
Текст историка, профессора Щецинского университета Яна-Марии Пискорского, опубликованный в «Газете Выборчей», — это попытка найти необходимые слова для разговора на очень травматичную тему — изнасилования женщин солдатами армии-победительницы. До сих пор эта тема крайне болезненно воспринимается обществом как в России, так и в других странах. Пискорский предпринимает попытку без излишних эмоций поговорить о том, что делало и делает возможным насилие над женщинами во время войны