Шахматы, шпионы и любовь: новый мюзикл в Театре МДМ
С одной стороны, «Шахматы» — это настоящая эпическая история о противостоянии двух сверхдержав во времена Холодной войны. Но с другой — эпохальные исторические события, к которым отсылает сюжет мюзикла, оказываются лишь декорациями, на фоне которых разворачивается истинная драматургия спектакля: столкновение любви и ревности, предательства и долга. Это классическое противопоставление исторического индивидуальному, подчеркивающее разницу в масштабах жизни одного человека и целого человечества, находит визуальное воплощение в сценическом оформлении мюзикла (художник-постановщик — Николай Симонов).
Декорации «Шахмат» — это монументальная трехуровневая конструкция, на вершине которой располагается оркестр, а у ее подножия — ничтожно маленькие фигуры артистов, исполняющих музыкальные номера. Вместе с тем этот сложно устроенный механизм выглядит отнюдь не устрашающе-громоздко, а, напротив, выстраивая строгую, устремленную вверх вертикаль художественного пространства сцены, привносит в него ощущение простора и воздуха.
По большому счету, именно воздух, напрямую связанный со звуком как таковым, и является основным художественным инструментом музыкального театра. Неслучайно поэтому музыканты в «Шахматах» покинули привычную оркестровую яму, чтобы, забравшись на шестиметровую высоту, буквально воспарить над сценой. Об этой особой роли воздуха и музыки в спектакле рассказывает режиссер постановки Евгений Писарев: «Легко сказать, главный герой — музыка. Но как это визуализировать? Для меня, помимо реальной истории, которая разыгрывается на сцене, есть еще и другая — история музыки, которую и олицетворяют артисты. Музыкальная составляющая, воздух, который заключает в себе эта великая музыка, — это и есть главная тема спектакля. Мне кажется, это спектакль о настоящей вселенской музыке, которая выше политики и, может быть, даже выше человеческих отношений. Это сложно, это странно, это необычно — но это такой мюзикл. Он вообще выпадает из числа каких-то классических, привычных нам постановок. «Шахматы» — это действительно особое явление в музыкальной культуре».
«Визуализированный музыкальный альбом» — так режиссер определяет жанр постановки, подчеркивая широкий диапазон музыкальных направлений, представленных в мюзикле: здесь наряду с роком, звучат симфонические композиции, а поп-номера сменяются хип-хоп куплетами. В этом синкретическом соединении стилей и проявляется музыкальная драматургия спектакля, о которой упоминает режиссер. Так, за ярким танцевальным диско-номером о ночной жизни Бангкока с парой десятков артистов в эклектичных костюмах следует лиричный дуэт главных героев (Анастасия Стоцкая и Александр Суханов), навсегда расстающихся в аэропорту. Благодаря подвижным декорациям сцена из просторного зала ожидания, где нет никого, кроме влюбленных, быстро превращается в кабинет КГБ, в котором дюжина агентов в темных костюмах — словно шахматные пешки — хором подпевают своему начальнику, солирующему королю шпионов (Александр Маракулин).