Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube
Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube
Все новости
Редакционный материал

Что нужно знать о гении французской «новой волны» Эрике Ромере

Французская «новая волна» — это не только Годар и Трюффо, но и Эрик Ромер. Молодых кинореволюционеров какое-то время даже называли «Шереровской бандой» (настоящая фамилия Ромера — Шерер). В этом году исполнилось сто лет со дня рождения важнейшего режиссера XX века. То ли из-за коронавируса, то ли по другим причинам про этот юбилей в России почти не вспомнили. «Сноб» решил восполнить пробел и подготовил гид по фильмам Ромера, которые нельзя не знать
20 октября 2020 15:21
Фото: Laszlo Ruszka/INA via Getty Images

В отличие от ключевого имени «новой волны» Жана-Люка Годара, Эрик Ромер известен скорее синефилам. Его фильмы рассчитаны на менее широкую аудиторию, режиссер интересовался в первую очередь содержанием, а не формой. У Ромера мы не увидим годаровской изобразительной формы, цветных титров, разбросанных по экрану, не услышим томного закадрового голоса Брижит Бардо (как в фильме Годара «Презрение», 1963). Ромер в этом плане проще. Но в этой видимой простоте заключается психология и глубина его кино.

На формирование вкуса Ромера повлияла «Синематека» (проекционный зал в Париже, открытый в 1948 году, где встретились знаковые режиссеры «новой волны». — Прим. ред.) и круг журнала Cahiers du Cinéma. На его страницах Ромер оспаривал представление о том, что кино — искусство движения. Он считал более важной характеристикой пространство и цвет. В интервью кинокритику Сержу Даней Ромер признавался: «Я чрезвычайно ценю единство цвета, потому что в большинстве цветных фильмов, снятых в наши дни, меня шокирует их полная разномастность: при каждой смене плана мы попадаем в мир иного колорита». Доминанта цветов — вот на чем строятся образы Ромера.

«Шесть моральных историй» — первый большой кинематографический цикл Ромера. Название для этой серии режиссер позаимствовал у писателя XVIII века Жана Франсуа Мармонтеля, впрочем, этим сходство с французскими моралистами ограничивается. Суть историй можно свести к следующему: мужчина, связанный (то ли моральными обязательствами, то ли браком) с одной женщиной, испытывает интерес к другой, зная при этом, что она ему не подходит. Режиссер размышляет над вопросами физического желания, при этом игнорируя откровенные сцены.

Первые два фильма цикла — короткометражные «Булочница из Монсо» (La boulangère de Monceau, 1963) и «Карьера Сюзанны» (La carrière de Suzanne, 1963) — вышли в прокат одновременно. Режиссер только нащупывал свой стиль. «Булочница» — история о молодых людях, страдающих от собственной нерешительности. «Карьера Сюзанны» — стандартный для Ромера треугольник «я и подруга моего друга».

«Коллекционерша»  (La collectionneuse, 1967)

Кадр из фильма «Коллекционерша», 1967
 

Элегия праздности, ода искушению. Снова в кадре троица — денди и обольститель Адриан, коллекционирующая мужчин юная Аиде и художник Даниель, насмехающийся над любовью, но довольно быстро попадающий в ее ловушку. Чувственные визуальные образы, легкая вульгарность на контрасте с сухими диалогами, выдержанная в одном ключе цветовая гамма ставит фильм в разряд наиболее важных киноработ Ромера. 

«Моя ночь у Мод» (Ma nuit chez Maud, 1969)

Кадр из фильма «Моя ночь у Мод», 1969
 

Первый большой и бесспорный успех Ромера, отчасти благодаря актерскому составу: Жан-Луи Трентиньян и Франсуаза Фабиан разыграли историю отношений влюбленного математика и свободной в лучшем понимании этого слова женщины. Героиня Франсуазы Фабиан — настоящее воплощение изящества и непринужденности.

«Колено Клер» (Le genou de Claire, 1970)

Кадр из фильма «Колено Клер», 1970
 

Встреча с давней подругой, романисткой Авророй превращается для Жерома в испытание — тест на соответствие моральным принципам. Зная, что у него в скором времени свадьба, Аврора подталкивает друга увлечься 16-летней дочерью хозяйки виллы, Лорой. Одной сюжетной линии Ромеру мало, и он вводит еще одного персонажа — сводную сестру Лоры, ее сверстницу Клэр. Она привлекает Жерома больше не только, чем Лора, но и чем собственная невеста. А физическое влечение к девушке сконцентрировано на идее коснуться самой желанной части тела Клэр — ее колена.

«Любовь после полудня» (L’amour l’après-midi, 1972)

Кадр из фильма «Любовь после полудня», 1970
 

Фредерик, счастливый муж и отец, по дороге на работу, рассматривает в вагонах метро женщин и предается фантазиям: как бы сложилась его жизнь, если бы он встретил их раньше? Размышления остаются фантазиями, пока Фредерик не встречает одну давнюю знакомую.

Тема верности и измены препарируется в «Шести историях» со всех сторон: это и проблема выбора, и духовные терзания, сопровождающие этот выбор, и соотношение между физическим желанием и фактической пользой от его удовлетворения. Критики нередко упрекали Ромера в однообразии, невозможности отличить один сюжет от другого и чрезмерной литературности диалогов. Тем не менее цикл «Шесть моральных историй» — важная в истории кино ода свободной, но разумной любви. 

Подготовила Елизавета Самойлова

Поддержать лого сноб
0 комментариев
Зарегистрироваться или Войти, чтобы оставить комментарий
Читайте также
Российские театры открывают новый сезон — шахматной рассадкой и зрителями в масках. В московском театре «Модерн» под руководством Юрия Грымова проблему социальной дистанции решили просто — посадили в пустые кресла игрушечных мишек. И стартовали с постановки «Нирвана» о Курте Кобейне. Плюш и гранж — чем не выход из карантина. Впрочем, от Грымова простых решений не ждешь. Мы поговорили с режиссером, вокруг имени которого мифов всегда было больше, чем правды, о лихих девяностых в рекламе и в жизни, о том, как из либерала он стал государственником и есть ли место политике на сцене
«Сноб» вместе с журналистом Дмитрием Барченковым продолжает рассказывать о главных сериалах стриминговой вселенной. На этот раз предлагаем с головой погрузиться в мир проблем и страстей современных российских подростков, а также слегка удивиться меркантильности и прочим несовершенствам американских пацанов с супергеройскими замашками. Итак, два сериала недели, один из которых можно проглотить за ночь, а другой — выключить после первого эпизода
Театр МДМ начинает сезон с премьеры «День влюбленных» в постановке Анны Шевчук. Новый мюзикл — это 13 музыкальных номеров в сопровождении джазового оркестра, объединенных одним сюжетом: историей пары, планирующей свою «идеальную» свадьбу в любимом баре, где они познакомились