Барбара Зукова: Дети актеров не любят смотреть секс-сцены с участием родителей
Ɔ. Встречали ли вы в реальности таких людей, как героини фильма «Ты и я»? Которых все окружающие считают соседями, а на самом деле эти люди в любовных отношениях?
Я живу в Нью-Йорке, в моем районе много гей- и лесби-пар. И со стороны многие из них, на первый взгляд, могут показаться просто хорошими друзьями или соседями. Но атмосфера тут очень открытая. Люди держатся за руки, целуются на публике. В фильме «Ты и я» все по-другому. Его героини живут в маленьком французском городке. Там, конечно, совсем другие правила. Это не Париж и не Нью-Йорк.
Ɔ. Режиссер Филиппо Менегетти — дебютант в большом кино. Как он убедил вас довериться ему? Такая роль требует определенной смелости, а о создателе фильма вы, получается, почти ничего не знали.
Ему не нужно было меня убеждать. Я прочитала отличный сценарий — этого оказалось достаточно. Мне также понравилось, что Филиппо, человек молодой, так отчаянно отстаивал историю двух немолодых женщин. Если вы следите за кинопроцессом, то знаете, что в последние годы было снято много фильмов о юных и прекрасных лесбиянках. Такие сюжеты приятно возбуждают мужскую публику. С женщинами постарше дело обстоит уже по-другому. Позже я узнала, что Филиппо было бы намного легче получить финансирование, если бы он согласился изменить сценарий и взять на главные роли актрис лет сорока. Но он отказался это делать.
Ɔ. Вы были знакомы с Мартин Шевалье до съемок этого фильма?
Нет, мы раньше не встречались. За несколько месяцев до начала съемок нам устроили совместный ужин. И мы в тот вечер так разговорились… Обсуждали все: браки, расставания, короткие романы, отношения, которые закончились разбитым сердцем. Эта откровенная беседа стала основой, на которой мы потом выстроили наши образы. Для нас это в первую очередь фильм о глубокой любви, которая существует между главными героинями. И еще это кино о семье. О том, как дети реагируют на разрушение норм, если речь идет об их родителях.
Ɔ. Об этом я тоже хотела спросить. Везде пишут, что в фильме две героини, но вообще-то их три: в сюжете присутствует еще и дочь Мадлен, и ее роль очень важна.
Это наглядная демонстрация того, что многие люди не выказывают никаких признаков гомофобии, когда речь идет о других, но им сложно распространить это отношение на собственных отцов и матерей. Дочь Мадлен отчасти чувствует себя преданной: она выросла с идеей о том, что брак ее родителей — это великая история любви, и вдруг оказывается, что это неправда.
Ɔ. Для русскоязычного человека в фильме очевидны чеховские мотивы: то, как героини стремятся, но никак не могут уехать из французской провинции в Рим, очень напоминает «В Москву, в Москву, в Москву!» из «Трех сестер». Вы обсуждали это во время съемок?
Конечно. Мы на съемках много говорили о театре, и не только о Чехове. Нина и Мадлен постоянно откладывают свою новую счастливую жизнь на потом, а когда их мечты уже вот-вот воплотятся в жизнь, происходит страшное. Когда мы показывали картину на фестивалях, многие зрители спрашивали меня, о чем это кино. Вот вам один из возможных ответов: о том, что не надо ничего откладывать. Если ты действительно чего-то хочешь и никаких непреодолимых препятствий на твоем пути нет, делай и проживай это прямо сейчас. Потому что ты никогда не знаешь, что ждет тебя в будущем.
Ɔ. Вам в жизни приходилось откладывать свои мечты?
У меня есть склонность к авантюрам и спонтанным поступкам. Но от каких-то вещей я все равно вынуждена была отказываться. У меня трое сыновей с большой разницей в возрасте. Вполне естественно, что многие планы невозможно было реализовать, пока дети не выросли. Например, я всегда мечтала побывать в Гималаях, но сделала это лишь два года назад. Я поехала с маленькой сингапурской благотворительной организацией, в нашей группе было всего человек десять. Пунктом назначения был Ладакх — отдаленная область с высокогорными деревеньками, оторванными от цивилизации. Мы привезли туда врачей. Я поднялась почти на 5 тысяч метров, впервые в жизни ночевала в палатке. Но дело стоило того. Так что я многое откладывала, но, как только появлялась возможность, тут же за нее хваталась.
Ɔ. Сейчас много споров о фигуре рассказчика в кино и сериалах. Все хотят сами говорить о себе: женщины — о женщинах, представители ЛГБТ-сообщества — об ЛГБТ, афроамериканцы — об афроамериканцах и так далее. «Ты и я» выглядит на этом фоне несколько старомодно: молодой режиссер, мужчина, снимает фильм о немолодых лесбиянках, но берет на главные роли гетеросексуальных актрис.
Да, я думала об этом. Все действительно меняется. Но, возможно, это всего лишь этап какого-то более крупного процесса. Я рада, что в западном кино в целом и в американском в частности у людей появилось право самостоятельно рассказывать свои истории. Это огромный прорыв — особенно если задуматься над тем, сколько десятилетий темнокожие актеры могли играть только прислугу. То же самое с геями. Наконец-то такие персонажи перестали считаться маргинальными.
Но если бы обвинения в культурной апроприации с такой частотой звучали в предыдущие эпохи, я не смогла бы сыграть и половины своих ролей. Я не еврейка, но в нескольких фильмах играла еврейских женщин. Я гетеросексуальна, но в «Ты и я» играю лесбиянку. Многие великие произведения появились на свет именно потому, что люди воображали себя кем-то другим. И это опыт для зрителей: театр и кино помогают им поставить себя на чужое место, прожить жизнь человека с другим опытом и другим бэкграундом. Мне кажется, эта возможность тоже должна остаться.
Ɔ. Чувствуете ли вы как актриса, что кино стало уделять больше внимания персонажам старшего возраста?
Безусловно. Премьера «Ты и я» состоялась на фестивале в Торонто еще до пандемии коронавируса. Показы проходили в кинотеатрах, у нас была возможность пообщаться с публикой. И я была тронута тем, как много юношей и девушек подходили к нам после сеанса. Наша культура настолько зациклена на молодости, что, возможно, люди слегка от этого устали. Рискну предположить, что даже молодежь ищет какой-то другой образ, другой опыт. Не тот, что продает и описывает реклама. Наш режиссер Филиппо Менегетти, насколько я знаю, с самого начала хотел актрис, которые ничего не делали со своей внешностью и никак искусственно не омолаживались. Ему нужны были живые лица.
Ɔ. Вы ощущаете на себе давление культа молодости? Со стороны кажется, что нет.
Так и есть. Я в своем возрасте отлично себя чувствую. Говорю это совершенно искренне: с годами становится только лучше. Проблемы начинаются, когда твое тело перестает тебе подчиняться, когда оно подводит. Но пока этого не происходит, не так важно, как выглядит твое лицо и обвисла ли у тебя грудь. В мире есть куда более интересные вещи. В плане заботы о внешности лично я всегда была немного небрежна. Молодость все равно невозможно удержать. Да и зачем? Много лет назад я снималась в фильме «Лола». Не знаю, видели ли вы его.
Ɔ. «Лола» Райнера Вернера Фассбиндера? Конечно. Вы там богиня.
Мне тогда было 30 с небольшим. И там была сцена, в которой мне нужно было появиться в бюстгальтере. Помню, как смотрела на свое отражение в зеркале и думала: «Ой, а вот тут у меня чуть свисает. И вот здесь». Я нещадно себя критиковала. А лет через десять я пересматривала эту картину на каком-то фестивале и поражалась: боже, о чем я тогда говорила? Да я была сногсшибательна! Теперь, когда меня кто-то критикует, я мысленно переношусь лет на 20 вперед и думаю: а какими глазами я буду смотреть на себя 70-летнюю, когда мне будет 90? Конечно, я буду думать, что выглядела отлично.
Ɔ. Как вы переживаете пандемию? Тяжело дается изоляция? Говорят, Нью-Йорк за этот год сильно изменился.
Это правда. Был период, когда он вообще напоминал город-призрак. Потом стало получше, хотя мы так и не «открылись» в том смысле, в каком это сделали Германия, Франция или Италия. Но теперь и у них снова локдаун.
Я всегда стараюсь трезво смотреть на вещи и искать выгоду в любой ситуации. Да, наступили странные времена. Ты не можешь сходить в театр или кино, ты почти не видишь друзей. Это тяжело. Людям важен человеческий контакт. Даже простое прикосновение — уже большое дело. При объятиях, как известно, выделяется окситоцин. Лично для меня это, наверное, не так трудно. Я прожила насыщенную жизнь. Если надо ненадолго замкнуться или уйти в себя, я это перенесу. Но вот за молодых людей и за детей мне очень грустно. У них столько планов. Хочется начать учебу или карьеру, открыть бизнес, создать семью. В нынешних обстоятельствах это так сложно. И Нью-Йорк — это же город, жизнь в котором проходит на улицах, — а теперь все заморожено.
Ɔ. Перед нашим разговором я перечитывала ваши старые интервью, и в одном из них вы сказали, что сыновья почти не знакомы с вашими фильмами. Сейчас ситуация изменилась?
Да, потому что мой младший сын решил стать режиссером. Он только в этом году окончил учебу. И, разумеется, теперь мы много говорим о кино, обсуждаем разные фильмы. Мой старший сын работает продюсером в Германии. Там ему от картин с моим участием тоже никуда не деться. Но фильм «Ты и я» ни один из них пока не смотрел, хотя шанс был у обоих. Возможно, они побаиваются того, что им предстоит. Не знаю, хотят ли они увидеть маму в образе пожилой лесбиянки. Многие дети актеров не любят смотреть секс-сцены с участием родителей. Это не только мой опыт, я обсуждала эту тему и с другими актрисами. Особенно это касается матерей и сыновей. Не хочется им смотреть на мам в постели с другими людьми. Но это, я полагаю, в порядке вещей.
Беседовала Ксения Реутова
Больше текстов о сексе, детях, психологии, образовании и прочем «личном» — в нашем телеграм-канале «Проект "Сноб" — Личное». Присоединяйтесь