Фото: Пресс-служба МЕДСИ
Фото: Пресс-служба МЕДСИ

Ɔ. Давид Юрьевич, в прошедшем 2020 году мы часто слышали фразу «А представляете, каково врачам». Что для медиков было самым сложным?

Преодолеть страх перед неизвестностью. Для нас, врачей, это было самым сложным в начале пандемии. Когда мы вступали в бой, о противнике толком никто и ничего не знал: что за инфекция, какие осложнения дает, какие методы диагностики и лечения применять. Скажу честно, этот страх остается до сих пор, ведь многие вопросы по-прежнему открыты.

МЕДСИ в числе первых среди частного медицинского сектора вступила в борьбу с коронавирусом. Вы не представляете, какая была колоссальная нагрузка для всех нас: в день приезжали по 60–65 машин скорой помощи практически одновременно. Все понимали, что это не просто обычная инфекция, но шли на риск.

Что весьма отрадно — у нас один из самых низких процентов заражаемости врачей во время работы. Это еще раз говорит о том, насколько грамотно выстроены все процессы. Сейчас нам тоже непросто, но мы уже многому научились.   

Ɔ. До сих пор непонятно, почему кто-то заболевает, а кто-то, находясь даже в контакте с больным коронавирусом, нет. Связан ли ковид с образом жизни, который ведет человек, можно ли уберечь себя?

Вопросов довольно много, и, к сожалению, не на все мы знаем ответы. Течение инфекционных процессов зависит от двух факторов. Первое — от типа микроорганизма: вирус это или бактерия, какими он обладает свойствами патогенности, способностью заражать, а также играют роль многие другие его особенности. Вирус может мутировать и приобретать новые качества. Второй фактор — это макроорганизм, то есть сам человек. Безусловно, чем он моложе, чем здоровее, тем меньше у вирусной патологии шансов перейти из легкой формы течения болезни в тяжелую. В работе с коронавирусом мы выявили очень много весьма интересных и важных с точки зрения медицины закономерностей. К примеру, что тяжелое течение болезни чаще встречается у мужчин, у людей с избыточным весом, с сопутствующими заболеваниями. Такими, как сахарный диабет, сердечно-сосудистыми, аутоимунными и легочными патологиями. Также обсуждается вопрос о генетической предрасположенности к более тяжелому течению болезни. Большинство вышеперечисленных патологий относится к заболеваниям образа жизни, к которым которым человек шел не один год. Сделать акцент на образе жизни я хочу не случайно. Все эти болезни очень хорошо поддаются коррекции. Если у людей есть проблемы со здоровьем, чрезвычайно важно начать заниматься ими как можно раньше. Могу сказать, что с конца весны люди стали обращать внимание на свое здоровье и здоровье близких, приходить на check-up. Из-за коронавируса появилась мотивация быть здоровым и понимание, что эта проблема может коснуться любого.

Ɔ. Мы все знаем о важности мониторинга здоровья. Но как много людей проходят ту же диспансеризацию? У многих возникает страх, что им назначат массу ненужных анализов и исследований. Как понять, что тебе надо и зачем?

Это такая страусиная тактика. Отрицание и отговорки не спасают от болезни. Диспансеризация и check-up (добровольные комплексные обследования), безусловно, очень важны. Огромное количество заболеваний связано с образом жизни человека, с генетикой, с вредными привычками, особенностями его работы. Здесь столько факторов! Но их нужно мониторить.

Наша задача — проводя обследования, нивелировать заболевание. Есть множество методов диагностики, которые позволяют на самой ранней стадии не только выявить патологию, а спрогнозировать и предупредить ее дальнейшее развитие. Поэтому check-up проходят, как правило, здоровые люди, а не только те, у кого уже проявились проблемы.

У нас в отделении персонифицированной медицины есть множество видов комплексных обследований, в зависимости от направлений, это весьма удобно как раз для тех, кто боится потеряться в назначениях врачей и анализов. Есть разные узконаправленные. Например, гастро-check-up, кардио-check-up, офтальмологический check-up и др. Есть комплексные обследования, сформированные в зависимости от пола и возраста. Если вам, например, 31 год и вы мужчина, вам показан один объем исследований, а если перевалило за 40, то это другой, уже более доскональный объем исследований.

Фото: Пресс-служба МЕДСИ
Фото: Пресс-служба МЕДСИ

Ɔ. Есть ли у вас пациенты, которые перенесли ковид и благодаря тому, что заботились о себе, избежали серьезных последствий? Ведь мы видим только статистику выздоровевших, но не знаем, что происходит с этими людьми потом.

Официальная статистика вылечившихся от ковида не говорит нам о том, что происходит с этими людьми дальше. В большинстве случаев, тем, кто перенес заболевание в тяжелой форме, требуется дальнейшая реабилитация.  В МЕДСИ Premium работает большая мультидисциплинарная команда, 17 медицинских направлений , и, пожалуй, нет ни одного врача, кто бы не вел пациентов после ковид-инфекции. К слову, в  МЕДСИ есть даже дистанционная реабилитация при перенесенном коронавирусе и пневмонии. Восстановительный период должен быть обязательно под наблюдением доктора, это очень важно. Наше основное оружие — это знание. Важно, чтобы доктор знал все о ваших хронических патологиях.

Ɔ. За последние годы резко сократился поток пациентов, выезжающих на лечение за рубеж. В России стало лечиться дешевле или россияне экономят на здоровье? 

Российская медицина за последние лет десять совершила очень мощный рывок. Это касается и частного, и государственного сектора. Выросли объемы высокотехнологичной помощи, многие медцентры замечательно оборудованы, большой процент врачей имеет высокий профессиональный уровень. Все это позволяет пользоваться услугами медицины в России, потому что абсолютно те же, например, диагностические исследования, за которыми наши соотечественники ездили за рубеж, сейчас доступны и у нас. При этом финансовая разница достаточно выражена, а по качеству мы далеко не уступаем. Более того, уже несколько лет мы наблюдаем обратный приток — людей, которые приезжают к нам лечиться из-за рубежа. 

Ɔ. На российскую медицину жалуются из-за отсутствия сервиса. В сегменте премиум слово «сервис» звучит довольно часто. О чем это — чай или кофе, который предлагают пациентам во время беседы с врачом? 

Очень долго сервисная составляющая была ахиллесовой пятой нашего здравоохранения. Многие выезжали лечиться за рубеж именно из-за качества услуг. Но все меняется. В  МЕДСИ Premium мы постарались соединить оба компонента: высококлассную медицину и высокий уровень клиентского обслуживания. Наши клиенты пользуются различными вип-сервисами в аэропортах, в салонах красоты, в гостиницах.

Наряду с элементарными правилами — встретить, угостить чашкой кофе — чрезвычайно важную роль играет контакт пациента с самой клиникой: его грамотная маршрутизация и коммуникация с врачом. У каждого пациента свой тайминг, свои привычки и запросы. И мы стараемся максимально удобно и качественно оказать все услуги. Это ювелирная работа не только врачей, но и большой группы менеджеров клиентского сервиса, которые делают пребывание посетителей в клинике комфортным. 

Фото: Пресс-служба МЕДСИ
Фото: Пресс-служба МЕДСИ

Ɔ. А что же тогда такое высококлассная медицина? И как клиенту перед обращением в клинику оценить уровень предоставляемых в ней услуг?

В первую очередь, это компетенции врачей, умение работать в мультидисциплинарной команде, клиентоориентированность, высокотехнологичное оборудование, ведение пациентов согласно принципам доказательной медицины. Мы исповедуем современный 4П-подход: персонализация, предикция, превентивность и партнерство с пациентом. На высокое качество медицинских услуг указывает также то, что к нам довольно часто приходят за референсным мнением. Консилиум врачей помогает в постановке правильного диагноза и выстраивании лечебной стратегии.

Одним из объективных критериев оценки безопасности и качества предоставляемых услуг является сертификация по международным стандартам. Недавно клиника МЕДСИ на Красной Пресне получила международный сертификат JCI. Это, без преувеличения, медицинский «Мишлен». Сертификат JCI служит как для пациентов, так и для врачей гарантией того, что безопасность всех процессов и качество услуг клиники соответствуют самым высоким международным стандартам. Сертификация JCI проводится более чем по 1200 критериям, которые касаются и медицинских процессов, и материально-технической части, пожарной безопасности, комфортной для пациента среды. Мы готовились к сертификации два года и за это время высоко подняли планку в первую очередь для себя.

Ɔ. В Новый год всегда идут с новыми планами. Если человек решит взяться за свое здоровье, какие три шага должны стать первыми?

Во-первых, осознать, что именно сам человек ответственен за свое здоровье. Второе — постараться построить с врачом доверительные и партнерские отношения. Очень часто пациенты приходят просто для того, чтобы скорректировать образ жизни, питания, услышать, когда рекомендуется сделать то или иное исследование. Врач — ваш друг, который также заинтересован в том, чтобы вы были здоровы. Третье — пройти назначенные исследования, не откладывать их на потом. Этот год очень наглядно продемонстрировал, что здоровье — это самая дорогостоящая валюта. И я бы добавил еще четвертый шаг — всегда надо подходить к решению любых проблем (в том числе и медицинских) с позитивным мышлением. Без позитивного настроя сложно преодолевать преграды. Мы не знаем, что ждет человечество и каждого из нас в будущем. В этом смысле был прав польский драматург Славомир Мрожек, который сказал: «Завтра — это сегодня, только завтра».

Больше информации о МЕДСИ Premium и запись на исследования и консультацию к специалисту по номеру +7 495 085 82 86

Подготовили Тамара Пронина, Алексей Тиматков

Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь