Фото: Ellen Qin/Unsplash
Фото: Ellen Qin/Unsplash

В период пандемии сетевые сообщества быстро стали одним из самых распространенных форматов общения людей. Разумеется, мы все умели общаться в чатах и раньше, но теперь виртуальное общение перестало быть вспомогательным каналом в промежутках между реальными встречами. Потеряв возможность безопасно общаться вживую, мы окончательно освоили Zoom, Google Meet, MS Teams, создали десятки полезных и приятных чатов и вот уже несколько месяцев живем в реальности цифровых сообществ и даже начинаем рассуждать о преимуществах сетевых форматов над традиционными присутственными. Этот переход произошел удивительно быстро и безболезненно, потому что все технологии были давно известны, все преимущества — просчитаны, и миру требовался только последний мотивационный толчок, в роли которого успешно выступил коронавирус.

С другой стороны, сетевые сообщества, которые не являются дистанционными рабочими форматами и, соответственно, не поддержаны силой зарплат, исчезают так же легко и быстро, как и создавались. За первым интересом неизбежно следует охлаждение, потеря мотивации и переключение пользователей на другие сообщества. Так живут и умирают группы-однодневки «ВКонтакте» или случайные чаты Whatsapp и Telegram.

Удерживать и продолжать мотивировать участников особенно важно для тех  сообществ, которые, несмотря на волонтерскую модель, ставят перед собой определенные долгосрочные задачи. Если не платить участникам, какие ресурсы мотивации остаются?

Я сейчас участвую сразу в двух таких проектах: в Startup Kotiki мы строим платформу для форматирования и обоюдного подбора стартапов и инвесторов, а в Mesto амбициозно стремимся к созданию «виртуальной русской Кремниевой долины» и даже рабочего примера новой российской деловой культуры. В обоих проектах задействованы сотни людей, которые не получают за свой труд никаких денег и все же готовы инвестировать в них свое время, энергию и компетенции. Самое удивительное, что оба проекта работают с технологическим предпринимательством и венчурными инвестициями, то есть миром безумных идей и не менее безумных денег.

Люди приходят в проект волонтерами и видят, как их неоплачиваемый труд помогает другим зарабатывать деньги — разумеется, удерживать участников, сохранять их мотивацию и качество общения становится все труднее. После разрешения нескольких конфликтов и десятка коуч-сессий с лидерами проектных команд я хочу поделиться наблюдениями и рекомендациями, которые помогут сохранить команду и достичь первых успехов на пути достижения поставленных целей.

Дайте волонтерам ощущения, альтернативные обыденным

Да, волонтеры — профессионалы, обладатели мощного опыта и компетенций, да, они могут создавать продукты и процессы — но они не обязаны делать это именно в вашей команде, да еще и бесплатно. Раз они опытные профессионалы, то, вероятно, создают эти продукты и регулируют процессы каждый день в течение нескольких лет. Зачем им делать то же самое снова? Тем более если им всегда за ту же самую деятельность платили — а тут предлагается поработать за идею.

Поэтому так трудно выстроить в волонтерском сообществе устойчивую команду профессионалов. Руководители рассчитывают на компетенции участников, но тем просто скучно делать то же, что и всегда. Помните старый анекдот про «Приходишь на пляж, а там станки, станки, станки…»? Волонтерские сообщества — это как раз тот самый пляж, куда люди приходят с ожиданием восторга, удивления, открытия. Волонтеры готовы работать и вкалывать, но хотят при этом испытать радость познания нового.

Моим ярчайшим волонтерским опытом было участие в международной организации Big Brothers Big Sisters. Там взрослые люди становились друзьями и наставниками детей из неблагополучных семей, со сложными судьбами и, нередко, проблемами с законом. Это был противоречивый опыт, сильно отличавшийся от моей жизни до этого. Я воспринимал его как вызов и эксперимент, а потому несколько лет сохранял готовность и желание продолжать участвовать.

Здорово, когда профессионалы в сетевых сообществах хотя бы иногда работают над задачами, где они новички и ученики. Я, например, ничего не понимаю в «фотошопе» — но готов этому учиться. А 20-летняя девушка, обучающая меня, никогда прежде не была в роли эксперта и наставника. В результате каждый из нас получает новые ощущения, а значит, растет мотивация и желание возвращаться в сообщество снова и снова.

Сделайте волонтеров участниками уникального опыта

Даже для самых молодых участников очень важно осознавать, что они получают что-то особенное. Сообщества легко формируются вокруг харизматических лидеров, претендующих на обладание неким уникальным знанием — от понимания того, как стартапу найти «правильного» инвестора, до авторских техник медитации и самопознания. Но тогда необходимо обеспечивать последователей эксклюзивным контентом, недоступным для непосвященных. Потому что, если сетевой гуру свободно делится своими тайнами на общедоступном YouTube-канале, а от последователей требует выполнения рутинных задач, связанных с графическим дизайном или SEO, участники сообщества могут быстро догадаться, что эффективнее и целесообразнее потреблять видеоуроки гуру без всякой работы в его команде. В конце концов, дизайн и SEO — это повседневная работа, а от харизматического лидера сообщества волонтеры вправе ожидать чего-то невероятного, особенного. Тогда работа в сообществе воспринимается как испытание, а прошедшие его немногие «избранные» вознаграждаются доступом к чуду.

Легко быть фан-клубом знаменитого певца, участники которого могут пройти за кулисы, приглашаются на закрытые встречи со своим кумиром, получают эксклюзивные подарки с автографами. Сложнее быть волонтерской командой онлайн-университета и день за днем методично создавать цифровые курсы, готовить тесты, загружать материалы в LMS (Learning Management System, анг. «Система управления обучением»). Даже если такие задачи не являются для вас повседневными, трудно избавиться от мысли, что вокруг есть сотни занятий поинтереснее. А вот если это не просто онлайн-курсы, а первая в мире программа подготовки венчурных скаутов — тогда совсем другое дело. Чувствовать принадлежность к прорыву — это как получить автограф Бейонсе.

Но важно понимать, что даже самая уникальная и амбициозная цель не удержит команду долго, если она не подкреплена ценными повседневными практиками. В команде Mesto можно найти товарищей по играм League of Legends и Dungeons and Dragons, обменяться опытом с десятком коучей и психологов. В «Котиках» я работаю в группе контента, где каждый день можно общаться с уникальными творческими людьми, первым читать и обсуждать их статьи и стихи. Успешные сообщества предоставляют доступ к потрясающим людям, шанс встретить которых в обычной жизни минимален. В свое время я много лет участвовал в работе Общероссийской общественной организации «ДИМСИ» — прежде всего потому, что там можно было поговорить и поучиться у живых отечественных классиков: Риммы Казаковой, Льва Аннинского, Александра Щуплова. За эту возможность сотни талантливых ребят платили сообществу многолетней верностью.

Фото: Kama Tulkibayeva/Unsplash
Фото: Kama Tulkibayeva/Unsplash

Уважайте баланс жизни и работы

Американские общественные организации, подарившие миру многие успешные стандарты волонтерской работы, особенное внимание уделяют тому, сколько времени требует от волонтера его вовлеченность в работу сообщества. Тут необходим баланс между стремлением достичь целей и уважением к тем обязательствам, которые есть у каждого участника организации за ее пределами. Если ничего не требовать от участников, сообщество не приблизится к осуществлению своей миссии, но, если требовать слишком многого, волонтеры просто найдут себе другие занятия, поспокойнее и поприятнее.

К сожалению, многие руководители сетевых сообществ приходят с управленческими подходами, сформированными в бизнес-среде. Превыше всего они ценят результат, а от товарищей требуют качества работы и соблюдения дедлайнов. Часто это выражается в агрессивном стиле общения, который быстро утомляет волонтеров и приводит к тому, что они быстро покидают сообщество.

Практичные американцы снимают все вопросы, подписывая волонтерское соглашение, где прямо указывается, сколько часов в неделю участник готов посвятить задачам сообщества. Как правило, это не более 10 часов в неделю и в среднем 137 часов в год. Формализация обязательств участника выгодна обеим сторонам: организация понимает, на что она может рассчитывать, а волонтер получает защиту от неадекватных требований со стороны сообщества. Тут всегда необходимо помнить, что 10 часов в неделю — это совсем не мало, и требовать большего, не платя человеку деньги, просто неадекватно.

Когда я поделился этим подходом со своими товарищами — лидерами сообществ, их первой реакцией было недоумение: «Неужели ты предлагаешь менять все планирование? Представляешь, как растянутся все проекты?!» Короткий ответ: да. Я представляю, как растянутся все проекты, и абсолютно убежден, что именно так и надо планировать. Волонтерское сообщество просто не имеет права требовать от людей жестких дедлайнов. Помним: у участников есть работа, семьи, друзья, хобби. И лучше быть для них приятной отдушиной на 5–10 часов в неделю, чем стать очередной рабочей каторгой, откуда они немедленно сбегут.

Если в сообществе классно, если там можно найти альтернативу повседневности и уникальный опыт, многие с удовольствием посвятят таким проектам гораздо больше времени. Люди готовы ради этого жертвовать покоем и сном. Просто не нужно постоянно рассчитывать на максимальную отдачу, не нужно ничего планировать, игнорируя прочие привлекательные возможности жизни. Пусть энтузиазм руководителя станет для сообщества приятной мотивацией.

Если кажется, что такой подход требует от сообщества слишком большого внимания к волонтерам, то вот отрезвляющая математика. При расчете стоимости труда волонтеров в США используется минимальная оплата труда. В Калифорнии, например, это 12 долларов в час. То есть, работая на благо сообщества 10 часов в неделю, каждый волонтер еженедельно инвестирует в него 120 долларов. А по мнению отраслевых экспертов, средняя стоимость времени волонтеров гораздо выше — более 27 долларов в час. Поверьте, эти инвестиции стоят того, чтобы за них бороться: создать уникальный опыт, умерить собственные амбиции, скорректировать коммуникативный стиль. Если вы не готовы к этому — никаких проблем. Просто готовьте деньги.

Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект "Сноб" — Общество». Присоединяйтесь