Фото: William Krause/Unsplash
Фото: William Krause/Unsplash

Соцсеть, где можно поболтать с Илоном Маском и Джаредом Лето

Clubhouse — новая социальная сеть с голосовыми чатами, похожими на аудиоконференции или радио с возможностью для слушателей отвечать ведущим. Пользователи организуют онлайн-комнаты или целые клубы на разные темы, выбирают спикеров и болтают, пока остальные подключаются и слушают разговор. И это единственный способ коммуникации в соцсети — общение только голосом, без текстовых сообщений.

Еще одна фишка Clubhouse — вход только по приглашению. Юзер не может просто скачать приложение и сразу начать им пользоваться. Поэтому в русскоязычных сегментах Twitter и Facebook уже встречается большое количество постов с просьбой «‎скинуть инвайт в клабхауз». Некоторые даже продают приглашения на разных платформах, цены стартуют от 15 долларов и могут доходить до 800. Журнал Wired уже сравнил «‎соцсеть для избранных»‎ с берлинским ночным клубом Berghain, знаменитым своим жестким фейс-контролем. «Инвайты‎»‎ или «‎приглосы»‎ — не единственное препятствие для тех, кто хочет попасть в элитарный онлайн-клуб. Приложение Clubhouse существует только в AppStore, так что у обладателей «‎андроидов» доступа к соцсети пока нет.

Разговоры в комнатах и клубах — тоже большой эксклюзив. Они не сохраняются и живут только в моменте. Не успел подключиться и послушать — пропустил беседу. Отмотать назад и послушать не получится. Делать видеозапись с экрана, чтобы сохранить разговор на телефон — бесполезное занятие, потому что звук все равно не запишется, а самого пользователя могут заблокировать. А сохранить и переслушать иногда действительно хочется: спикерами в Clubhouse уже выступали Илон Маск, Марк Цукерберг и Джаред Лето. Однако журналисты все же делают расшифровки и публикуют беседы в текстовой форме. Так, например, сделали CNBC, Bloomberg и TechCrunch с рассказом Маска о стартапе Neuralink и его мнении о битве Reddit с Wall Street.

Как все устроено внутри

Регистрация состоит из нескольких этапов. Сначала пользователь указывает имя и фамилию, затем выбирает из предложенных тем наиболее интересные для себя — от медитации и путешествий до геополитики и венчурных инвестиций. Также можно выбрать разные языки, тогда приложение подберет вам комнаты и клубы из разных стран. Затем Clubhouse предлагает подписаться на известных спикеров — это могут быть такие мировые селебы, как Джаред Лето, или популярные российские блогеры, например, Илья Варламов. Из знаменитых соотечественников в Clubhouse можно также встретить управляющего директора «‎Яндекса» Тиграна Худавердяна, медиаменежера Демьяна Кудрявцева, художника-каллиграфа Покраса Лампаса, диджея и певицу Карину Истомину и еще много кого.

Наконец, пользователь попадает на стартовое окно с разными комнатами. Их может создать любой желающий. Уведомление о начале разговора приходит подписчикам спикеров. Внутри комнаты пользователи делятся на три группы — выступающих, тех, на кого они подписаны, и всех остальных. Ограничение на количество людей в комнате — пять тысяч человек. Говорят только спикеры, но пользователи могут нажать кнопку «‎поднять руку», ‎и модератор (один из спикеров) даст ему право высказаться или задать вопрос остальным.

Клубы — это постоянные тематические сообщества, внутри которых создают комнаты. Сделать их не так просто, как открыть обычную комнату. Для этого нужно заполнить специальную форму, и администраторы соцсети уже решат, давать ли право на создание клуба.

Итак, лента состоит из комнат и клубов, где спикерами выступают те, на кого подписан юзер. В нижней части страницы есть кнопка «‎Explore», которая открывает новые комнаты. Найти интересные онлайн-беседы можно и через поисковик в левом верхнем углу экрана. Есть также отдельный блок с запланированными беседами. Подключиться к комнатам можно в любой момент, пока идет разговор. Его можно свернуть, или вообще выйти из приложения и заняться другими делами в смартфоне. Тогда разговор продолжится в фоновом режиме. Чтобы выйти из комнаты, нужно нажать кнопку «‎leave quietly» (уйти тихо). ‎Все это похоже на большую дружескую тусовку — подходишь к разным компаниям, слушаешь, разговариваешь и никому не мешая уходишь, когда надоедает.

Пока самый популярный клуб — это Good Time с 95 тысячами подписчиков. Там, собственно, и выступал Илон Маск. В русскоязычном сегменте пока только один популярный клуб — The Dacha с 7 тысячами фолловеров.

Фото: Rafael Henrique/SOPA/Getty Images
Фото: Rafael Henrique/SOPA/Getty Images

От маленького сообщества до стартапа-единорога

Clubhouse запустили в марте прошлого года предприниматели из Кремниевой долины Пол Дэвидсон и Роган Сэт. В мае 2020 года приложением пользовались всего полторы тысячи человек, а сам стартап оценивался в 100 миллионов долларов. Тогда же он привлек инвестиции на 12 миллионов долларов от венчурного фонда Andreessen Horowitz. 

Соцсеть начала набирать массовую популярность в конце января, когда Илон Маск анонсировал свой аудиочат в Clubhouse. В результате 10 февраля приложение насчитывало уже больше 5 миллионов пользователей, а его капитализация выросла до 1 миллиарда долларов. Теперь это стартап-единорог

Пока в англоязычном Clubhouse регистрировались Джаред Лето и Опра Уинфри, в русскоязычном сообществе тоже стали приглашать известных людей и устраивать интересные комнаты. Так, в чат «‎Кто такой и зачем нужен Герман Клименко» через пять минут подключился сам Клименко — бывший советник президента России по вопросам развития интернета. Комната «‎Кто такой и зачем нужен» начала набирать популярность. Свои следующие беседы модераторы чата посвятили тик-токеру Дане Милохину и инстаграм-блогеру Насте Ивлеевой. Они так же, как Герман Клименко, подключились к Clubhouse, чтобы поговорить с участниками чата. 

Не обошлось и без скандалов. К приложению подключилась журналистка The New York Times Тейлор Лоренц, которая жаловалась на домогательства в разных соцсетях. Пользователи Clubhouse обвинили ее в разыгрывании «‎женской карты». Еще одна неприятная ситуация произошла в Германии. Премьер-министр Тюрингии — одной из федеральных земель — Бодо Рамелов в своем аудиочате назвал канцлера Ангелу Меркель «‎Меркелишкой» и признался, что играл в Candy Crush на смартфоне во время совещаний по коронавирусу. На политика посыпались обвинения в безответственности, некоторые призвали его уйти в отставку.

Что будет дальше

В конце января создатели Clubhouse объявили, что начнут тестировать три модели монетизации своего приложения — платную подписку, донаты и продажу билетов на мероприятия. Пока соцсеть полностью бесплатная, рекламы в ней тоже нет. 

На приложение обратил внимание Марк Цукерберг. Он, кстати, тоже выступал спикером в Clubhouse. Видимо, чтобы поближе познакомиться с новинкой и использовать ее на своей платформе — сегодня Faсebook объявил, что создаст аналог Clubhouse.

Звездные пользователи Clubhouse тоже строят свои планы. Так, вчера Илон Маск анонсировал свой аудио-чат с другим суперселебом — рэпером Канье Уэстом.

Подготовил Асхад Бзегежев

Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь