Все новости
Редакционный материал

Вам с ними интересно?

Сегодняшние родители почти стопроцентно уверены, что им интересно со своими детьми. Но в чем конкретно заключается этот интерес, готов сформулировать далеко не каждый
22 февраля 2021 8:50
Иллюстрация: Veronchikchik

На протяжении более чем четверти века я работаю в одной и той же муниципальной детской поликлинике. И все это время я задаю своим посетителям несколько одинаковых вопросов. Только представьте, как много интересного материала у меня накопилось.

Сегодня предлагаю уважаемым читателям поговорить об «интересе». Почему сейчас? Потому что довольно часто в последние годы ко мне приходят родители, которые жалуются на своих детей приблизительно так: 

— Вы знаете, плохая учеба, непослушание, гаджеты — это все на самом деле лишь верхушка айсберга. Основная наша проблема, мне кажется, в том, что ему ничего по-настоящему не интересно. 

Удивительно и тревожно, что слышащие это дети и особенно подростки, которые обычно практически во всем родителям противоречат, довольно часто именно этот тезис охотно подтверждают:

 — Ага, это действительно так. По-настоящему интересно? Вот как там кто-то бабочек годами собирает, или мотоциклы чинит, или там все время на барабанах играет, или ходит в театральный кружок? Нет, вот так — ничего. Раньше? Нет, и раньше не было. Мама говорит, когда я был совсем маленький, очень динозаврами увлекался, но я сам этого уже не помню.

А что это вообще такое — интерес? В основе его — любопытство, которое присуще не только людям, но и животным. У всех высших животных и птиц есть потребность исследовать новый предмет или явление, впервые появившиеся в их поле зрения и доступе. Однако интерес считается более высокой, чисто человеческой ступенью. Мне кажется, что отличие здесь, во-первых, в длительности — животное, обследовав новый предмет, не имеющий для него практической ценности (еда, игра, опасность и т. д.), как правило, навсегда теряет к нему интерес. Человек же может длительно интересоваться одним и тем же, постепенно углубляя и расширяя свои знания о предмете интереса. Второе отличие я вижу в наличии рефлексии, только человек может отдать себе отчет: мне интересны марки как класс, а собака или сурикат просто последовательно заинтересовывается каждым мячом, который попадает в их поле зрения. 

«Википедия» определяет интерес как «положительно окрашенный эмоциональный процесс, связанный с потребностью узнать что-то новое об объекте интереса, с повышенным вниманием к нему». 

Интересы современных детей, к огорчению родителей и по их словам, часто выглядят как интересы сурикатов: родители подсунули ребенку условный «мяч», он вроде бы заинтересовался, как-то его обследовал и тут же бросил навсегда. То есть той самой устойчивой и долговременной человеческой потребности «узнавать что-то новое об объекте» родители, к своему сожалению, в детях и подростках не видят.

В этом месте я обычно спрашиваю: а может, ребенок просто «устойчиво интересуется» не тем, чем вам бы хотелось? Ну вот, например, одна и та же компьютерная игра? Или аниме какое-нибудь? Или жизнь участников какой-нибудь музыкальной группы?

Тут родители обычно удрученно задумываются, а потом вынуждены признать: ага, те «мячи», которые мы считаем важными и которые подсовываем детям, кажется, им совсем неинтересны. А интересно им совсем другое. Но почему же так получается?

Сразу и честно скажу: я не знаю точного и окончательного ответа.

Но вот один из аспектов, который, на мой взгляд, вполне может оказаться полезен для современных родителей при обдумывании этой проблемы.

На протяжении более чем четверти века я спрашиваю у самых разных по возрасту, образованию и социальному положению родителей:

— А вам бывает интересно с вашими детьми? Если да, то когда именно вам с ними интересно?

Ниже обозначу, какие закономерности в распределении ответов я отметила и в чем особенность, так сказать, текущего момента.

В перестройку, когда я только начинала работать, значительно больше половины ответов (я думаю, процентов семьдесят) были отрицательными.

— Интересно? С ними? Да я вас умоляю! Одеть, накормить, уроки проверить. Ну, иногда смешно бывает. Умилительно, конечно, особенно когда маленький и ласкается. Слушать, что они там несут? Я слушаю, да, не думайте, пока терпения хватает, потому что понимаю — я мать и должна. Но интересно? Нет.

Разумеется, уже тогда были положительные ответы. Я сразу отметала высокопарное «конечно, мой ребенок интересен мне как личность!» и требовала конкретики: а когда вам с ним интересно? Когда вы — что?

Перестроечным людям довольно часто было интересно смотреть с ребенком телевизор. Почему-то — гулять с собаками (видимо, они гуляли с ними всей семьей и воспринимали это как передышку в «борьбе за выживание»). Если речь шла о маленьком ребенке, то интересно было заниматься с ним по всяким развивательным пособиям (они тогда только входили в моду). Никогда никто не сказал: мне интересно играть с ним в сложную ролевую игру (а это, заметим, единственный способ развития общего интеллекта ребенка-дошкольника. Других нет). Никто не сказал: мне интересно узнавать от него новое, то, чего я сам не знал (а тогдашние подростки неудержимо и стремительно, вперед родителей, осваивали новые технологии и особенности капиталистической жизни). Очень редкие (как правило, необразованные, но природно умные) матери говорили: мне интересно, когда она рассказывает о взаимоотношениях в классе, во дворе — я свое вспоминаю и тоже рассказываю. Отцы уже тогда иногда формулировали: мне интересно его учить, ну вот там на даче строить или по дому, или в приставку играть.

Что происходило дальше? С годами неуклонно повышался процент родителей, которые отвечали на мой вопрос практически не задумываясь: ну конечно, да! Конечно, мне с ним или с ней интересно!

На сегодняшний день так отвечают сто процентов приходящих ко мне родителей. Если говорить о матерях, то им интересно всем. Многие современные отцы научились уходить от ответа. Но отрицательного ответа не дает никто. Помните «Википедию»? «Интерес — это потребность узнать что-то новое об объекте интереса».

Мой уточняющий вопрос остался прежним:

— А когда именно вам с ним интересно? Когда вы делаете — что? Говорите — о чем?

Осталась «перестроечная» тема: «мне с ним интересно, когда мы не делаем ничего» — ездим в отпуск, просто сидим у телевизора, ходим по магазинам или гуляем в парке. Видимо, тут важен момент расслабления, удаления скучных и тяжелых обязанностей, который и воспринимается родителем как интерес. «Счастье — это отсутствие несчастья». Я думаю, по сути это не столько именно интерес (направленное, активное чувство), сколько «в этот момент мне с ним хорошо».

Очень развилась тема «обучения», особенно для дошкольников. Но от конкретных «мастеровых» вещей — я учу ее печь пироги, я учу его работать с бензопилой — оно почти полностью переместилось в интеллектуальную сферу: мне с ним интересно, когда я ему читаю, когда учу его буквам, когда мы занимаемся по пособиям, делаем картинки из манной кашки и т. д.

Вышла в вербальную область и почему-то обозначилась как отдельный интерес тактильная тема: мне с ним интересно, когда мы сидим обнявшись, или когда я его подбрасываю и вожусь с ним и т. д. Почему это обозначается родителями как «интересно», я, если честно, так и не поняла, на мой взгляд, это «приятно», «хорошо», «радостно» и т. д.

Сравнительно недавно (лет десять назад) появилась тема наблюдения, касающаяся, впрочем, только маленьких детей: мне интересно за ним наблюдать. Как он играет дома, как выстраивает общение с другими детьми на площадке. Когда я осторожно попыталась спрашивать про наблюдение за детьми постарше (они же явно разнообразнее и интереснее малышей), ответы были очень резкими: когда мне наблюдать?! Нам некогда — уроки, кружки, у меня работа! Про подростков: за чем там наблюдать?! Как она в телефоне сидит? 

И только одна на моей памяти 17-летняя девушка, по обстоятельствам вынужденная часто сидеть со своим младшим братом — глубоким аутистом, как-то сказала мне: знаете, мне часто интересно за ним наблюдать, он же не говорит, и я смотрю и пытаюсь по его поведению угадать, как у него мозги работают и что там внутри происходит.

Еще очень частая (может быть, самая частая) тема: «Вы знаете, он часто такие интересные, оригинальные вещи говорит!»

На мой вопрос: «Какие?» отвечает конкретно хорошо если каждый двадцатый.

Разумеется, «мне мой ребенок интересен как личность» — это никуда не делось.

Еще нормальная тема (сейчас меньше, стало как-то завуалировано, а вот лет пятнадцать назад родители очень прямо и четко формулировали): «Мне безусловно интересны состояние его здоровья и его академические успехи».

Если я задаю уточняющий вопрос: «Вам интересно или это предмет вашего волнения, опасений, тревог?», то раньше практически все родители склонялись ко второму варианту, теперь часто настаивают: «Нет, меня это именно интересует».

«Мне интересно смотреть, как он развивается» — частая тема про малышей-дошкольников. Про подростков если и слышала когда-то, то забыла.

«Мне интересно то, что он рассказывает». Прошу уточнить конкретику, вижу перед собой мать, ребенка, слышу его рассказ и часто просто — не верю. Кажется, что она себя в этом убеждает. Она знает, что ей должно быть интересно то, что рассказывает ее ребенок, и, конечно, ей «интересно».

«Интересно играть с ним в ролевые игры» — встречается, но очень нечасто. 

«Интересно играть в игры настольные» — гораздо чаще.

«Интересно играть в подвижные игры с правилами» — почти исчезло. То ли не играют, то ли совсем неинтересно.

«Интересно поспорить о…» — нету совсем.

«Интересно обсудить…» — встречается, чаще у женщин и взрослеющих дочерей, и касается женских тем: мода, косметика, стиль.

«Интересно узнать у него важное для меня…» — нету совсем.

«Потребность узнавать новое и глубокое об объекте интереса» («Википедия») — что же нам еще сюда приписать? Почти все родители спрашивают: что сегодня получил в школе? С кем играл в садике? Что ел? Переписал ли физику? Что ты будешь делать после школы? В какой бы еще кружок ты хотел записаться?

Это оно? Глубокий интерес к объекту? А почему такие одинаковые вопросы? Объекты-то все разные…

Может быть, именно поэтому так часто не совпадают сегодня подсунутые родителями «мячи» и действительные интересы детей? Ведь искусственный-то интеллект из Всемирной сети явно и стремительно персонализирует свой интерес к своим посетителям и потребителям.

Я ничего не знаю наверняка. Просто анализирую результаты четвертьвековых наблюдений и прослеживающиеся в них явные изменения и воспринимаю это как материал для размышления.

А вам бывает интересно со своим ребенком? 

Вам может быть интересно: 

Больше текстов о психологии, отношениях, детях и образовании — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Личное». Присоединяйтесь

Вступайте в клуб «Сноб»!
Ведите блог, рассказывайте о себе, знакомьтесь с интересными людьми на сайте и мероприятиях клуба.
Читайте также
Катерина Мурашова
Когда под напором современного общества пал последний бастион личного пространства человека — сфера чувств, вполне логично возникает вопрос: а стоит ли противостоять этому вторжению? Или разумнее безропотно принять новые порядки и просто плыть по течению?
Катерина Мурашова
Любому человеку суждено покинуть этот мир. Но как сделать так, чтобы этот уход был наполнен смыслом для самого себя?
Катерина Мурашова
Любому человеку суждено покинуть этот мир. Но как сделать так, чтобы этот уход был наполнен смыслом для самого себя?