Планы на week-end. Санкт-Петербург. В тональности Pianissimo
Классическая музыка пребывает в лихорадочном поиске новых форматов. От концертов online, похоже, теперь никуда не деться. Поэтому еще более в цене возрастает любая возможность услышать живой звук, ощутить волнение артиста, остающегося один на один с великой музыкой и тишиной зрительного зала, пережить вместе с ним эти подъемы, спуски, вершины. Никто меня не убедит, что подмена живого исполнения на интернет-версию может быть сколько-нибудь адекватной.
Похоже, это мнение разделяет и продюсер фестиваля Алексей Городнев, который уже несколько лет подряд проводит концерты молодых исполнителей, выбирая для этого самые необычные места, не всегда, кстати, напрямую связанные с музыкальной классикой. Тем не менее каждый раз на концертах Pianissimo возникает диалог пространства и музыки. Не знаю, чья здесь больше заслуга — самих пианистов или архитектуры прекрасных залов? Никакой обязательной фальши официоза, никакого грубого напора и непременной ставки на ошеломительную виртуозность. Как-то все настроено на волну нежности. Pianissimo, одним словом! Сами концерты по атмосфере напоминают вечера закрытого клуба, где все друг друга знают, когда музыкальная часть естественно переходит в формат дружеского ужина или общения за бокалом вина. Такие остановки в нашей постоянной гонке необходимы. И организаторы Pianissimo это хорошо знают.
Впечатляют и фестивальные адреса. Вот только некоторые из них: Петербургский Манеж, Большой итальянский просвет Нового Эрмитажа, зал «Медичи» знаменитого отеля Kulm, собственность семьи греческого миллиардера Ниархоса в Санкт-Морице… Pianissimo в два-три касания приобщает к стилю жизни людей со вкусом и возможностями. В этом нет ничего от поверхностного и утомительного vanity fair, но есть продуманная режиссура, когда всему находится место: и красивому вечернему платью, и увлекательной экскурсии по выставке в обществе самого куратора, и встрече с великими полотнами, которые помнишь с детства, и конечно, полтора часа музыкального счастья — Лист, Шуман, Бетховен, Брамс… Все эти имена, как весенняя листва, шумят где-то в поднебесье. И то, что их музыку исполняют совсем молодые люди, ученики Гнесинки и Консерватории, но уже лауреаты многочисленных конкурсов, придает вечерам Pianissimo какую-то молодую энергию радости и открытия.
Одно дело, когда за роялем усталый, все повидавший мэтр отрабатывает свою программу, и совсем другое — юный азарт, кураж, нерв. Ты как бы сам и сам становишься соучастником открытия новой звезды. Помнится, что таким открытием стала для меня встреча с юным талантом Александром Малофеевым, победителем VIII Международного юношеского конкурса им. П. И. Чайковского. Фортепианная сюита «Ночной Гаспар» Мориса Равеля в его исполнении удивила безупречным взрослым чувством стиля и импрессионистской легкостью. А какие классные и разные оказались Асений Мун и Константин Емельянов, музицировавшие среди арт-объектов галереи Гари Татинцяна! Классика не спорила с современным искусством, но добавляла ему недостающий объем и новый масштаб.
22 февраля Pianissimo после долгого перерыва, связанного с пандемией, возвращается в Государственный Эрмитаж. Там состоится сольный концерт Владимира Петрова, который с восьми лет выступает по всему миру. Из хорошенького вундеркинда и любимца международных фестивалей он превратился в серьезного музыканта. В программе вечера — Ф. Шопен, А. Скрябин, С. Рахманинов. Кроме этого, Pianissimo подарит возможность увидеть замечательную выставку «Линия Рафаэля» из собрания Лувра и других музеев.
Но это еще не все. Поскольку речь идет о программе праздничного уик-энда, в качестве партнера фестиваля подключился Гранд-Отель Европа. А это значит, что пятизвездочный комфорт будет гарантирован гостям Pianissimo по высшему разряду: от представительских лимузинов до исторических номеров с дворцовыми интерьерами и роскошным бранчем.
Впрочем, если в ближайшие выходные вы не успеваете в Санкт-Петербург, то можно запланировать поездку на финал Русской Масленицы 13 марта. На эти дни Pianissimo готовит специальную концертную программу с участием молодых пианистов, двух Александров — Болотина и Доронина. А в качестве места действия выбран Концертный зал Валерия Гергиева в Репино, совершенно удивительное пространство, похожее на шале где-нибудь в Гштадте или Санкт-Морице. Сплошная экология, изумительный воздух, чистое дерево. При этом за акустику отвечали скрупулезные японцы, обустроившие новые залы Мариинки. Так что пока карантинные ограничения не дают нам летать в Швейцарию, можно съездить в Репино. Тут и мартовский снег, и горячие блины, и восхитительное шале, и, конечно, Pianissimo!