Все новости
Редакционный материал

Спектакли «Золотой Маски», которые нельзя пропустить. Выбор «Сноба»

На фестивале «Золотая Маска» в Москве можно посмотреть лучшие работы столичных и региональных театров. «Сноб» выбрал семь любопытных постановок
25 февраля 2021 18:40
Фото: Татьяна Афонина/Пресс-служба фестиваля «Золотая Маска»

Королевство кривых

Когда: 5 апреля
Где: МТЮЗ
Зачем смотреть: Антон Федоров — один из самых перспективных молодых режиссеров, а Альметьевский театр — едва ли не главное открытие на российской сцене последних лет. 
Кому понравится: тем, кто запоминает сны.

В середине прошлого века советский режиссер Александр Роу вдохновился повестью Виталия Губарева и снял киносказку «Королевство кривых зеркал» — историю о том, как молодые Оля и Яло спасают народ зазеркалья от лжи. В 2020-м режиссер Антон Федоров (ученик Юрия Погребничко и автор «Петровых в гриппе» в «Гоголь-центре») сочинил свою версию сказки. В его интерпретации Оля — уже пожилая женщина, которая отправляется в таинственное королевство на поиски своего потерянного друга. История ее приключений становится мрачноватым и гипнотическим сном-воспоминанием, в котором обычный человек отчаянно борется с силами неискоренимого зла.

Фото: Зои Рутер/Пресс-служба фестиваля «Золотая Маска»

5 mm/h

Когда: 9–10 апреля
Где: ЦИМ
Зачем смотреть: чтобы научиться ценить момент.
Кому понравится: тем, кто любит медитировать.

Пьеса Дины Сафиной «5 миллиметров в час» основана на личном переживании. Драматург дежурила в корпусе химиотерапии, где лечился ее отец, и обратила внимание на замедленный ритм существования людей с диагнозом. За пару часов автор сочинила медитативную пьесу — диалог двух людей о травме, которая встраивается в их жизненный опыт. «Спектакль о времени, о его скоротечности, о том, что все проходит. — рассказывает режиссер Ангелина Мигранова. — Болезнь здесь — только фон, стиль восприятия жизни, данность, от которой никуда не деться. В начале работы мы отталкивались от Беккета и его мысли о том, что человек вчерашний не есть человек сегодняшний».

Фото: Стас Левин/Пресс-служба фестиваля «Золотая Маска»

Ночной писатель

Когда: 5–6 апреля
Где: Современник
Зачем смотреть: «Ночной писатель» — первая постановка Яна Фабра в России.
Кому понравится: всем, кто ходит на «Территорию» и скучает по фестивалю NET.

Бельгийского художника и режиссера Яна Фабра в России знают хорошо: пять лет назад его выставка проходила в Эрмитаже, а спектакли театральной компании Фабра «Трублейн» несколько раз привозили московские и петербургские фестивали. «Ночной писатель» — первая репертуарная работа режиссера в России. Постановку, в основу которой легли интимные и провокационные личные дневники Фабра, режиссер сделал специально для сцены Фанерного театра в БДТ. В роли художника — харизматичный Андрей Феськов, который за работу в спектакле получил номинацию на «Золотую маску».

Фото: Александр Пустоваров/Пресс-служба фестиваля «Золотая Маска»

Я — кулак. Я — А-Н-Н-А

Когда: 17 апреля
Где: Театр на Таганке
Зачем смотреть: спектакль — редкий пример обращения кукольного театра к современной драматургии и социальным проблемам.
Кому понравится: всем, кто хоть раз чувствовал себя непонятым.

Режиссер Юлия Каландаришвили родилась в семье неслышащих родителей, а во взрослом возрасте несколько лет работала в школе для неслышащих детей. Формально ее спектакль — история про ребенка с ограниченными возможностями, но, как говорит сама Каландаришвили, тема гораздо шире. «Главной героине 12 лет — это возраст, в котором любому подростку кажется, что его не слышат. — рассказывает режиссер. — Он чувствует себя маленьким и одиноким в этом большом мире. Часто такой внутренний подросток живет и во взрослых людях».

Фото: Пресс-служба фестиваля «Золотая Маска»

Алло

Когда: 1–31 марта
Где: по телефону; оставить заявку на участие можно здесь.
Зачем участвовать: «Алло» — один из самых удачных спектаклей, придуманных на карантине.
Кому понравится: всем, кто устал бесконечно переписываться в мессенджерах.

Спектакль «Алло» номинирован на «Золотую Маску» в категории «Эксперимент». Постановка — это разговор по телефону зрителя с актером. Авторы спектакля, режиссер Борис Павлович и драматург Элина Петрова, предлагают участникам отключить визуальное восприятие и представить незнакомого и далекого собеседника в собственном воображении. Интересно, что зрители «Алло» — не просто молчаливые свидетели, но полноценные участники спектакля: у них есть свои реплики, так что у каждого есть возможность ненадолго почувствовать себя актером и проявить навыки импровизации.

Фото: Андрей Безукладников/Пресс-служба фестиваля «Золотая Маска»

Октавия. Трепанация

Когда: 9–10 апреля
Где: Электротеатр Станиславский
Зачем смотреть: опера — первый опыт копродукции российского театра и европейского фестиваля Holland Festival.
Кому понравится: любителям замысловатой музыки и эффектных зрелищ.

Мегаломан и хулиган Борис Юхананов вместе с композитором-реформистом Дмитрием Курляндским сочинили грандиозный междисциплинарный проект на стыке актуальной музыки, инсталляции и театра. В основу оперы, исследующей механизмы тирании, легли эссе Льва Троцкого о Ленине и фрагменты приписываемой Сенеке пьесы о римском императоре Нероне. Авторы постановки называют «Октавию» «оперой-операцией, результатом которой станет удаление опухоли тирании из мозга тирана». Постановка была выпущена в копродукции с Holland Festival, а для российских зрителей была придумана специальная версия оперы.

Фото: Андрей Безукладников/Пресс-служба фестиваля «Золотая Маска»

Сердце на его рукаве

Когда: 17 марта
Где: Театр на Таганке
Зачем смотреть: «Провинциальные танцы» из года в год берут награды на театральных фестивалях: увидеть их в Москве — редкий шанс. 
Кому понравится: тем, кто считает, что жизнь — боль.

В год своего тридцатилетия екатеринбургский театр современной хореографии «Провинциальные танцы» выпустил масштабный интернациональный проект — сразу три постановки, над созданием которых работали хореографы из четырех стран. «Сердце на его рукаве» — работа постановщиков из Израиля и Польши. В ней авторы размышляют о боли в разных ее аспектах: от философского и исторического до физического и личного. Хореографы пластически переосмысляют образы страдания от античности до наших дней, а эпиграфом к спектаклю служит цитата Джима Моррисона из The Doors: «Любовь причиняет боль. Людей учат, что боль зла и опасна. Как они могут иметь дело с любовью, если они боятся чувствовать?».

Фестиваль «Золотая Маска» проходит при поддержке Фонда президентских грантов, Министерства культуры Российской Федерации, Правительства Москвы

Подготовила Маргарита Шило

Больше текстов о культуре и политике — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь

Поддержать лого сноб
0 комментариев
Зарегистрироваться или Войти, чтобы оставить комментарий
Читайте также
Маша Слоним
О британской кухне в 70-е годы прошлого века советский человек мог сказать только одно: это не Рио-де-Жанейро. Тем не менее, оказавшись в Лондоне, тот же самый выходец из России (или в то время — из СССР) всегда мог найти достойный выход
Валерий Печейкин
Друг спросил, не завидую ли я Путину. Я сказал, что завидую. Но не Путину — Навальному. Я сегодня едва нашел силы,…
Ольга Нечаева
Когда мы говорим «она/он выглядит очень сексуально», что мы имеем в виду? Разбирается секс-колумнист Ольга Нечаева