Дети XXI века отличаются от всех предыдущих поколений. Зумеры и подрастающие альфа растут в мире технологий и экстремально легкого доступа к информации — это сильно влияет на их восприятие мира. Современная культура, пришедшая из-за рубежа через кино, социальные сети и транслирующих ее инфлюенсеров, учит подростков стремиться к своей мечте, несмотря ни на что, и отстаивать свои интересы. Она показывает, что при желании они могут добиться всего, к чему стремятся. Взрослые в вопросе образования и выбора будущей профессии уже не кажутся им таким авторитетом, как, например, для поколения бумеров. Если раньше дети шли учиться, «потому что надо», и становились потомственными врачами, инженерами и так далее по наставлению родителей, то сейчас они делают выбор на основе собственных желаний. 

Вспомним анекдот: «Сколько нужно психологов, чтобы поменять лампочку? Один, если она готова поменяться». Его смысл в том, что процесс изменения невозможен без участия самого человека. Обучение — работа и трансформация не родителей, а самого ребенка. Без его согласия ничего не получится. Особенно если речь идет о длительных процессах, таких как подготовка к ЕГЭ. Заниматься на одной силе воли, «потому что надо», целый год не выйдет. От желания подростка учиться во многом зависит результат, который он получит.

Заставить ребенка можно. Но в ответ вы получите сопротивление. Не потому, что ребенок ленивый или упрямый, а потому что человеческая психика так устроена. Поставьте себя на его место: вам захочется делать то, что вы не выбирали? Даст ли навязанное сверху позитивную энергию, которая нужна, чтобы не бросить дело на полпути? Конечно же нет. Все то же самое ощущает подросток. 

Позвольте ребенку полноправно участвовать в выборе формата обучения, и у него появится мотивация. Подросток перестанет сопротивляться и сам начнет ходить на занятия. Появится эффект сериала, когда смотришь серию за серией и уже не можешь остановиться, пока не дойдешь до конца. Он захочет учиться, ходить в школу и делать то, что ему интересно. Такой подход позволит достичь послепроизвольного внимания — устремления к тому, что мы выбрали сами. 

Все родители хотят дать ребенку образование. Но подход «я хочу, чтобы ты учился, и я скажу, как тебе это делать» получается нечестным, а несправедливость подростки чувствуют очень остро. Подросток должен сам захотеть вкладываться в учебу и максимально участвовать в процессе выбора своей траектории. Начиная с девятого класса, когда идет активная подготовка к ОГЭ, ЕГЭ и вступительным экзаменам, стоит ориентироваться на мнение подростка. В этом возрасте подростки уже достаточно самостоятельны, чтобы выбирать способ подготовки к экзамену. От родителей они ждут поддержки и совета, а не давления. 

Почему репетитор — не всегда хорошо

После того как родитель с ребенком выбрали направления и предметы для подготовки, встает вопрос: «А как готовиться? Какой способ самый лучший?» Часто очевидным решением кажется репетитор, ведь это «индивидуальный подход и пристальное внимание». Но действительно ли это лучший способ? Или он просто самый привычный?

Подготовка с репетитором — это хороший способ, но он имеет определенные ограничения. Если дать выбор ребенку, то он десять раз подумает, что для него лучше. И дело не в профессионализме репетитора и его дипломах, а в том, что часто для подростка такие занятия становятся продолжением того, что он так не любит в школе: давление авторитета учителя, страх ошибиться. Между репетитором и подростком элементарно может не возникнуть эмоционального контакта, а ведь подготовка к экзамену — не механическое зазубриванием правил, это еще и глубокая психологическая работа. 

Еще один аргумент против такого подхода — ограниченное количество времени с преподавателем. Репетитор занимается с ребенком один-два раза в неделю. Для полноценной учебы этого недостаточно, а для качественной подготовки к ЕГЭ — совсем мало. Чтобы усвоить материал и пропустить его через себя, нужны ежедневные занятия. Даже если репетитор даст домашнее задание, скорее всего, ученик сделает его в последний момент перед следующей встречей, а не распределит нагрузку на несколько дней. Материал, проработанный таким образом, может быстро забываться.

Фото: Cottonbro/Pexels
Фото: Cottonbro/Pexels

Курсы как альтернатива репетитору

Многие онлайн-курсы подготовки к экзаменам решают вопрос с регулярностью занятий лучше, чем это делает репетитор. Ученикам дается не одна большая, а несколько маленьких домашних работ в течение недели. Кроме этого есть дедлайны и система напоминаний, которые не позволяют накапливать домашнее задание и делать его раз в неделю. Есть предубеждение, что такие курсы не могут дать необходимую подготовку, поскольку не предполагают индивидуального подхода. Если говорить о подготовке к стандартизированным экзаменам, таким как ЕГЭ, то важность индивидуального подхода сильно преувеличена. Просто потому, что сам экзамен не индивидуален для каждого выпускника. Он стандартизирован: всем нужно выучить одни темы и научиться решать одни и те же задания. Поэтому для подавляющего большинства учеников здесь нужен не индивидуальный подход, а интересное изложение материала, система регулярного повторения и работа с мотивацией. 

В каких случаях действительно нужен индивидуальный подход? При проработке ошибок после изучения темы, потому что ошибки будут у каждого свои, индивидуальные. На большинстве курсов есть люди (у нас они называются наставники), которые помогают ученику разобраться с ошибками и его вопросами. От индивидуального подхода здесь не отказываются, но применяют его там, где он действительно полезен.

Курсы бывают разных форматов: онлайн, офлайн, смешанные. Если курс включает в себя онлайн-составляющую, это дает возможность непрерывного обучения каждый день: прохождение тестов, игр, просмотр обучающих видео и записанных вебинаров. Регулярность положительно сказывается на усвоении материала. Вдобавок на курсах используют разнообразные новые методики, которые вовлекают детей в учебный процесс и помогают не терять к нему интерес. Среди них эдьютейнмент — обучение в формате развлечения, VR и другие технологии. Их применение почти невозможно в рамках индивидуального обучения с репетитором. При этом они влияют на скорость усвоения материала и общую мотивацию ребенка. Новые технологии вовлекают и делают процесс обучения более простым и увлекательным.

На что обратить внимание при выборе курсов

Главное, чему стоит уделить внимание при выборе курсов, — это интерес ребенка. Можно показать ему несколько вариантов или предложить поискать самостоятельно, чтобы он сам выбрал то, что ему понравится. Если ребенок не проявляет интерес к процессу подбора курсов и скептически относится к своему обучению, стоит обратить внимание на курсы с сильной мотивационной программой. Среди них выделяются те, которые включают в себя эдьютейнмент, который позволяет превратить скучный процесс подготовки в захватывающее приключение: подросток перестает воспринимать обучение как что-то неинтересное и начинает втягиваться в процесс, даже если изначально не был в нем заинтересован.

Среди других пунктов, на которые стоит смотреть при выборе курсов: 

  • Разнообразная программа с комбинацией методов. Тесты, видео, семинары — монотонная подача может надоесть.
  • Высокие результаты на экзаменах у предыдущих учеников.
  • Отзывы. Не только родителей, но и учеников — они лучше могут рассказать о своем опыте.

Пункты, на которые не стоит обращать внимание: 

  • Стаж работы преподавателей. Не всегда преподаватель из МГУ с 40-летним опытом окажется лучшим вариантом из возможных. Его методики могут устареть. Чтобы выйти на высокий уровень работы, талантливому преподавателю достаточно двух-трех лет практики.
  • Стоимость курсов. Дорогие курсы — не значит хорошие. Настоящие отзывы и ваш опыт скажут больше, чем цена. Поэтому — попробуйте. 

Вам может быть интересно:

Больше текстов о психологии, отношениях, детях и образовании — в нашем телеграм-канале «Проект „Сноб” — Личное». Присоединяйтесь