Пранк вышел из-под контроля. Как защититься от потенциально опасных блогеров
Для России начало апреля ознаменовалось громкой новостью — известный блогер устроил массовое ДТП в столице. После самого происшествия у общества появилось много вопросов. Основная масса контента Эдварда Била вызывающая, социально опасная и провокационная. Почему ему позволяют снимать такие видео? В социальных сетях и на YouTube-канале блогера не раз демонстрировалась опасная езда, превышение скорости и другие нарушения ПДД. Не является ли это основанием для наложения штрафов? Как защититься от такой безнаказанности?
Оказалось, что у блогера только за 2021 год насчитывается 400 нарушений, но официально штрафы не наложены, ведь номера на авто подложные. Сопоставим факты и зададим главный вопрос: авария была делом времени? Может, и так. Но разобраться хотелось бы на основе законов. Попытаемся сделать это беспристрастно.
Как квалифицируются действия блогеров
Жанр «пранк» — нечто вроде грубого розыгрыша — в Рунете наибольшую популярность набрал примерно в 2018 году, во много благодаря тому же Эдварду Билу. Постепенно его розыгрыши, достаточно агрессивные тогда, становились еще жестче. Во-первых, это объясняется тем, что аудитория всегда требует больше, новее, красочнее, а блогер, чтобы не потерять популярность и деньги, готов идти дальше. Во-вторых, законодательство в подобных случаях достаточно лояльно: действия пранкеров подпадают под административные нарушения, которые наказываются денежным штрафом. Его размер не идет в никакое сравнение с доходами от выпуска ролика. Поэтому, зная и соблюдая определенные границы, они могут чувствовать себя в безопасности. Тем не менее эти провокации всегда ходят на грани между беззаконием и шуткой.
Пранки зачастую строятся на провокации, оскорблении и унижении прохожих, вызывающем поведении, иногда и на физическом воздействии. Такие действия попадают под статью «Мелкое хулиганство» Административного кодекса России. В законе так и говорится, что сюда относятся нарушения общественного порядка, выражения неуважения к обществу, нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное поведение и приставание к гражданам, уничтожение или повреждение чужого имущества. По сути все то, что мы и видим в роликах пранкеров. Штраф за такие действия от 500 рублей до 2,5 тысячи рублей или до 15 суток административного ареста. Конечно, при повторных нарушениях санкции выше.
Если же мы говорим уже о физическом контакте, ударах, толчках, то такие действия можно котировать как «Побои», статья 116 УК РФ, или же как «Умышленное причинение легкого вреда здоровью», статья 115 УК РФ. Тогда наказание уже намного серьезнее:
- ст. 116 УК РФ — обязательные работы на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительные работы на срок до одного года, либо ограничение свободы на срок до двух лет, либо принудительные работы на срок до двух лет, либо арест на срок до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до двух лет.
- ст. 115 УК РФ ч. 1 — штраф в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательные работы на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительные работами на срок до одного года, либо арест на срок до четырех месяцев.
- ст. 115 УК РФ ч. 2 — обязательные работы на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительные работы на срок до одного года, либо ограничение свободы на срок до двух лет, либо принудительные работами на срок до двух лет, либо арест на срок до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до двух лет.
Получается, привлечь такого хулигана к ответственности можно. Но почему тогда этого не происходит?
Для того чтобы человек обратился в полицию, у него должно быть основание и, самое главное, желание. Но вот именно со вторым сложнее. Гражданин не будет обращаться в полицию из-за того, что ему нахамил незнакомый человек. Такие ситуации забываются через пару часов, а тратить время и идти в полицию себе дороже. На это и ставка.
Если же пранкер условно отбирает телефон и разбивает его об стену, тут уже другой разговор, но таких действий они не совершают. Так же как и не поступают заявления с «побоями» — блогеры не настолько глупы, чтобы ввязываться в драки и, даже спровоцировав человека на рукоприкладство, навряд ли будут продолжать конфликт, хоть и перед выключенной камерой. В 2018 году у Била выходило скандальное видео, на котором он ударил сотрудника торгового центра ногой в лицо, но было это постановкой или нет — загадка.
В общественных местах, например в торговом центре, сознательные граждане предупреждают охрану о странных лицах и их действиях, и те уже принимают меры. Вот именно тогда и появляется штраф, но, как написано выше, он не такой серьезный.
Есть ли решение?
Если жертва пранкера не обращается в полицию, наверняка должны быть иные способы донести потенциальную опасность до органов власти и пресечь нарушение общественного порядка. Обратить внимание органов правопорядка на ту или иную медиаперсону может любой человек, ведь если противоправное действие совершается на видео, значит, оно зафиксировано и может быть использовано как доказательство или как основание для проверки. Еще один способ — обратить на деятельность блогера внимание общественного деятеля или политика, благодаря которому будет инициирована проверка.
Так что в итоге? Мы столкнулись с примером чудовищного безразличия или же с недоработкой закона? Правильного ответа здесь нет. Ужесточение существующего законодательства вызовет эффект закручивания гаек и охоты на ведьм. Определенное государственное регулирование интернета уже воспринимается многими гражданами негативно, а усиление фильтрации контента и цензура только усугубят ситуацию. С другой стороны, она кажется единственным правильным решением, дабы оградить граждан от потенциальной опасности.
Я считаю, что в поиске решения на первый план должна выходить работа с молодежью, как со стороны родителей, так и общественных и государственных институтов, для привития определенных ценностей, которые прямо противоположны тому, что мы видим с экранов. Другим немаловажным фактором станет развитие гражданского сознания людей и практики судебных разбирательств, как в США, когда граждане готовы отстаивать свою правоту, даже в случае с розыгрышами, это позволит избежать плачевных последствий с обеих сторон, ведь практика показывает, что все может закончиться трагедией и для самих блогеров.
Вам может быть интересно:
- «Звонили и визжали в трубку». Кто отменил показ российской гей-драмы «Фанаты» на ММКФ
- Забыли о теракте и коронавирусе. Россия открыла чартеры в Египет
- «Дружба крепкая не сломается». Рисунок недели на «Снобе» по итогам встречи Путина и Лукашенко
Больше текстов о политике, экономике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь