
Люди и провода. О чем рассказывает выставка в ММОМА
«В центре внимания выставки — соединение современного человека и технологий в моменте, которое художники переосмысливают в своих работах. Непредсказуемость процессов, постоянно меняющиеся формы ощущения себя и восприятия времени сливаются в так называемую сверхтекучесть: подвижную, неоднородную, не замкнутую на самой себе», — говорится в описании выставки на сайте музея. На самом деле все гораздо сложнее. Если раньше от мультимедийного искусства ждали вау-эффекта — ярких визуальных образов, преображения визуальных и пространственных объектов, интерактивных взаимодействий (возможность «потрогать» арт-объект, казалось, делала искусство близким и понятным), то сегодня технологическое новаторство перестало быть целью, превратившись в средство искусства, как краски или глина.
Вопрос уникальности художественного образа возник примерно 150 лет назад, с появлением фотографии, которая могла гарантировать такую достоверность образа, которой невозможно было достичь в живописи. И вместо того, чтобы состязаться с ней, художники сосредоточили свое внимание на том, что фотографии на тот момент было неподвластно, — на световоздушных атмосферных эффектах, а позже стали использовать достижения технологического прогресса для достижения своих целей. Так появились саунд-арт и цифровое искусство, которые прошли путь от смелых экспериментов в середине XX века до культовых и весьма коммерчески успешных арт-объектов XXI. И сегодня, когда технологии в чистом виде уже не вызывают такого ажиотажа, художники стали использовать их как материал.
С помощью технологий современные художники рассказывают о социальных процессах, объясняет куратор Глеб Глонти: «Технологии — то, что нас объединяет, то, что позволяет говорить на одном языке в то время, когда мир так разобщен. Весь мир опутан соединяющими нас проводами».