Люди и провода. О чем рассказывает выставка в ММОМА
«В центре внимания выставки — соединение современного человека и технологий в моменте, которое художники переосмысливают в своих работах. Непредсказуемость процессов, постоянно меняющиеся формы ощущения себя и восприятия времени сливаются в так называемую сверхтекучесть: подвижную, неоднородную, не замкнутую на самой себе», — говорится в описании выставки на сайте музея. На самом деле все гораздо сложнее. Если раньше от мультимедийного искусства ждали вау-эффекта — ярких визуальных образов, преображения визуальных и пространственных объектов, интерактивных взаимодействий (возможность «потрогать» арт-объект, казалось, делала искусство близким и понятным), то сегодня технологическое новаторство перестало быть целью, превратившись в средство искусства, как краски или глина.
Вопрос уникальности художественного образа возник примерно 150 лет назад, с появлением фотографии, которая могла гарантировать такую достоверность образа, которой невозможно было достичь в живописи. И вместо того, чтобы состязаться с ней, художники сосредоточили свое внимание на том, что фотографии на тот момент было неподвластно, — на световоздушных атмосферных эффектах, а позже стали использовать достижения технологического прогресса для достижения своих целей. Так появились саунд-арт и цифровое искусство, которые прошли путь от смелых экспериментов в середине XX века до культовых и весьма коммерчески успешных арт-объектов XXI. И сегодня, когда технологии в чистом виде уже не вызывают такого ажиотажа, художники стали использовать их как материал.
С помощью технологий современные художники рассказывают о социальных процессах, объясняет куратор Глеб Глонти: «Технологии — то, что нас объединяет, то, что позволяет говорить на одном языке в то время, когда мир так разобщен. Весь мир опутан соединяющими нас проводами».
Провода — основа всей выставки. Они «прорастают» сквозь этажи и объекты, как буйная растительность. И это хорошо рифмуется с первой инсталляцией экспозиции — исследовательским проектом Бориса Шершенкова «Электрофлора», рассматривающим появление и развитие ранних форм технобиологической жизни. Художник использует образцы «дикой городской электрофлоры» Санкт-Петербурга, найденные в парадных и квартирах старых домов. Он относится к ним так, как археолог отнесся бы к обнаруженным останкам динозавра: пытается понять, что мог соединять тот или иной провод, не имея возможности увидеть всю сеть (или скелет) целиком. Возможно, через несколько тысяч лет по таким объектам потомки будут изучать нашу технологическую культуру с толстыми неказистыми проводами и громоздкими выключателями.
Другой «биотехнологический» арт-объект экспозиции — экспозиция «Сыр с личинками» Сергея Костырко. Проект представляет собой исследование биосистемы личинок, хаотичное поведение которых анализируется с помощью компьютерного зрения, а полученные данные преобразуются в звук. Эта работа — отсылка к принципу роевого интеллекта, который насекомые используют для поиска оптимального решения задачи и который положен в основу развития определенных типов нейросетей. То есть если первая работа рассматривает технологический мир как биосистему, то работа Костырко, напротив, взгляд на биосистему с точки зрения технологий.
Социальной критике технологий посвящены две представленные на выставке работы — «Неидеальные симуляции» Анны Титовец и Alexiety международной группы художников из Лондона и Цюриха Mediengruppe Bitnik.