Фото: Shana Novak/Getty Images
Фото: Shana Novak/Getty Images

Контроль продажи лекарств

Пандемия коронавируса наглядно продемонстрировала неготовность общества и медицинских институтов к резким изменениям реалий нашей жизни. Недостаточная информированность граждан и любовь к самолечению привели к бесконтрольному отпуску, который в будущем может привести к серьезным последствиям. В первую очередь это касается антибиотиков. Их бездумный прием без назначения врача ведет к нарушениям микробиоты человека, которая со временем просто не сможет сопротивляться болезням. Это грозит появлением супервирусов, которые приведут к еще более страшным последствиям для человечества, чем 2020 год. Несмотря на то что в 2017 году антибиотики были отнесены к рецептурным препаратам, многие аптеки отпускают их свободно. Чтобы предотвратить эту проблему, необходимо контролировать все лекарственные продажи. Решить эту задачу помогут и умные системы. 

Так, например, в Белгородской области уже полноценно применяется платформа «Электронный рецепт», предназначенная для управления назначениями на лекарственные препараты и медицинские изделия. Платформа упрощает взаимодействие пациента, врача и фармацевта, соединяя их в единой системе обмена данными. Пациент видит все свои назначения от врача в приложении на смартфоне. Таким образом, все необходимое всегда под рукой — для покупки в аптеке или для заказа безрецептурных препаратов онлайн. Такая система не только позволяет контролировать отпуск лекарств, но и экономит время и деньги пациента: в приложении он может сравнить цены на лекарства в ближайших аптеках и участвовать в программах лояльности. 

Параллельно с 2020 года набирает обороты другая система — маркировки отслеживания непрерывного движения лекарственных препаратов. Объединение и повсеместное распространение этих двух технологий позволит полностью исключить ситуацию с безрецептурным отпуском рецептурных препаратов, в том числе и антибиотиков.

Фото: Luis Alvarez/Getty Images
Фото: Luis Alvarez/Getty Images

Экономия времени врачей и пациентов

С начала 2020 года по сегодняшний день власти многих стран неоднократно заявляли об остром дефиците врачей и медработников. В России ситуация была особенно критической в регионах. Проблемы были и до пандемии, но на фоне роста заболеваемости коронавирусом увольняться стали опытные специалисты. Причины — растущие нагрузки, сложности с получением положенных, в том числе за плановый прием, выплат, существенный рост заболеваемости среди самих врачей.

Молниеносный рост потребности общества в медицинской помощи в начале пандемии дал толчок телемедицине. Согласно анализу поисковых запросов, спрос на дистанционные медицинские услуги в I полугодии 2020 года вырос на 177% по сравнению с аналогичным периодом 2019-го. Например, активность пользователей на сайте «Яндекс.Здоровье» в апреле 2020 года выросла вдвое по сравнению с апрелем предыдущего года. Время телемедицинских консультаций, которые осуществляла компания Ondoc, с марта по апрель 2020 года выросло в 6,5 раза. Основными причинами такой тенденции стали невозможность получить необходимые услуги из-за высокой загрузки врачей, самоизоляция и нежелание пациентов посещать медицинские учреждения из-за риска заражения вирусом, невозможность личного посещения врача у пациентов с хроническими заболеваниями.

Конечно, телемедицина не заменит личные приемы у врача, но дистанционные медицинские услуги помогают пациентам снизить риск заражения коронавирусной и другими инфекциями: можно ознакомиться с результатами лабораторных исследований и получить рекомендации врача для корректировки ранее назначенного лечения, не посещая поликлинику. В будущем более широкое использование возможностей телемедицины позволит пациентам экономить не только время на посещении медучреждений, но и деньги: по некоторым оценкам, стоимость онлайн-консультаций в платных медицинских центрах будет ниже стоимости очного приема. Эксперты отрасли надеются, что положительный опыт работы медицины в дистанционном режиме в пандемию будет достаточно убедительным для введения в широкую практику полного спектра возможностей телемедицины в «мирное время». Это, в числе прочего, позволит пациентам с разным доходом и из самых удаленных точек страны получать качественные услуги, консультируясь с лучшими специалистами мира. 

До начала пандемии российское законодательство не предусматривало возможности постановки диагноза и назначения лечения без первичного очного осмотра. Таким образом, снять возросшую нагрузку на врачей, компенсировать их нехватку там, где все силы брошены на борьбу с коронавирусом, не представлялось возможным в рамках закона. Новые реалии мира и потребности общества пошатнули законодательные ограничения: Госдума в третьем чтении приняла закон, разрешающий правительству расширять особенности оказания медицинской помощи населению, в том числе с помощью телемедицины, при эпидемиях или ЧС. 

Пилотные проекты по предоставлению медицинских услуг дистанционно уже прошли тестовый период в 2020 году: весной в Москве начал работу центр телемедицины, сотрудники которого консультировали пациентов, проходивших лечение от коронавируса дома, в июле в Калужской области официально стартовал пилотный проект дистанционного консультирования врачей с включением услуги в полис ОМС. В уже упомянутой Белгородской области телемедицинские технологии обеспечивают дистанционное продление назначенной терапии благодаря электронным рецептам. 

Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

Доставка лекарств

Многие законодательные акты, которых рынок ждал уже несколько лет, под влиянием ситуации с коронавирусом наконец были приняты. С марта 2020 года при возникновении определенных условий, например эпидемий, правительство имеет возможность замораживать цены на лекарства во избежание необоснованного их подъема, как это происходило в прошедшие несколько лет. В апреле 2020 года Госдума приняла закон о дистанционной продаже лекарств. До пандемии купить дистанционно можно было лишь БАДы, косметику или товары медицинского назначения. Теперь же домой или в офис доставят медпрепараты, не требующие рецепта. Спрос моментально подтвердил актуальность принятого закона — каждая пятая покупка лекарств в 2020 году происходила онлайн. 

Несмотря на появившуюся возможность доставки лекарств, в большинстве случаев пациентам все равно приходится бронировать их и забирать в аптеках самостоятельно, поскольку более 50% препаратов в аптеках — рецептурные, а в назначениях врачей их доля составляет порядка 70–80%. Поэтому запуск доставки рецептурных препаратов — логичный следующий шаг. На данный момент с подобной инициативой вышла Белгородская область как единственный регион России, в полном объеме внедривший платформу «Электронный рецепт». Такой сервис позволит решить задачу получения необходимых лекарств для тех, кто ограничен в возможностях передвижения, находится на самоизоляции (при новой волне вируса), живет в отдаленных районах или тяжело болен. 

Фото: Anna Shvets/Pexels
Фото: Anna Shvets/Pexels

Скрининг лекарств и электронные карты

Начало пандемии показало, насколько быстро врачам приходится реагировать на постоянное изменение ситуации — при и так предельной загрузке. Напряженный ритм работы врачей требует технологических решений, которые позволят экономить силы и время без снижения качества предоставляемых услуг. Одним из инструментов стал новый сервис по скринингу лекарственных препаратов, позволяющий вдвое сократить число ошибок в лекарственной терапии. Сегодня доктора часто дублируют медпрепараты, случается, что назначают несовместимые друг с другом. Такие ошибочные назначения могут не только замедлить излечение заболевания, но и стать причиной новых проблем со здоровьем пациента, требующих длительной и затратной терапии. Новый сервис позволяет непосредственно во время приема проверить назначаемые лекарственные средства на совместимость между собой и увидеть сроки возникновения реакций и степень опасности взаимодействия. Скрининг — это не просто инструкции к лекарственным препаратам, а независимая доказательная база, построенная на опыте тысяч врачей, эффективный инструмент для безопасных назначений, который предполагает постоянную актуализацию специалистами врачебного сообщества.

Еще один важный момент — активная цифровизация историй болезни россиян, доступ к которой существенно влияет на скорость и качество оказания медпомощи. В экстренной ситуации, когда пациент не может предоставить данные о своих хронических заболеваниях, аллергических реакциях и прочих особенностях здоровья, доступ к электронной медкарте облегчает врачу выбор лекарства и позволяет подойти к каждому пациенту индивидуально и максимально бережно. Электронные медицинские истории болезни вводятся в России повсеместно: в ряде регионов медицинские платформы такого рода уже запущены и активно работают, где-то оцифровка аналоговых носителей еще идет. В Москве, где работает система ЕМИАС, жителям уже доступны электронные медкарты. За 2020 год жители столицы внесли более 24 миллионов записей об основных медицинских показателях в свои «дневники здоровья».

Пандемия коронавируса обострила не только общественное понимание особой ценности и хрупкости здоровья человека, но и давно существующие проблемы медицины и фармакологии. Это послужило толчком к развитию новых технологий в российской медицине. Пациенты получили возможность дистанционного приобретения лекарственных средств, консультаций с лечащим врачом. Работа медиков становится более ориентированной на индивидуальные особенности пациента благодаря системе электронного ведения истории болезни. Внедрение электронных рецептов и программы скрининга совместимости лекарственных препаратов в постоянную практику позволяет избежать врачебных ошибок и повысить качество лечения. Медицина и фарма, как и все другие индустрии, начали активно развиваться с учетом главного запроса современного мира — предотвратить в будущем повторение негативных явлений 2020 года, а также сделать сервис для пациентов быстрым и простым, с возможностью выбрать лучший вариант, исходя из соотношения «цена — качество». 

Больше текстов о здравоохранении и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь

Вам может быть интересно: