Фото: Jelena Spasova / Riga–Jurmala
Фото: Jelena Spasova / Riga–Jurmala

Как было прежде, теперь еще долго не будет — знакомый мотив большинства выступлений европейских политиков и начальников имеет самое прямое отношение и к фестивалям искусств. До недавнего времени именно они брали на себя функцию летних центров, организующих потоки наиболее платежеспособных туристов и заядлых меломанов. Вербье, Экс-Прованс, Зальцбург, Байройт — тихие провинциальные городки, ведущие в несезон довольно сонную, размеренную жизнь, оживали на время своих фестивалей, обретая невиданную столичную активность, международный лоск и почетное место в сводке самых важных новостей. 

В 2019 году организаторы нового фестиваля «Рига — Юрмала» задались целью попасть в высшую лигу. Надо сказать, что в Латвии дело с классической музыкой всегда обстояло неплохо. Гастролеры с мировыми именами регулярно приезжали. Легендарный зал «Дзинтари» в Юрмале никогда не простаивал. Местные меломаны, воспитанные на концертах Гидона Кремера и Мариса Янсонса, всегда отличались чуткостью и серьезной музыкальной подготовкой. Тем не менее своего фестиваля мирового уровня в Латвии не было. Никто не рассматривал всерьез маршрут Рига — Юрмала как международное направление классического музыкального туризма.

И тем не менее культурный и коммерческий потенциал у этого направления есть. Два года назад Петр Авен, президент «Альфа-банка», рассказал мне о своей идее сделать лучший фестиваль в Европе. Сам он человек, по собственному признанию, не особо музыкальный, но хорошо знает, как следует наладить дело, чтобы с помощью фестиваля Латвия засветилась на карте мирового музыкального туризма.

Фото: Ilmars Znotins / Riga–Jurmala
Фото: Ilmars Znotins / Riga–Jurmala

Конечно, для этого до сих пор существует немало препятствий. Например, в Риге все еще нет современного большого филармонического зала. Все главные концерты приходится проводить в помещении Государственной Оперы, чья акустика не очень подходит для больших симфонических оркестров. Есть и определенные сложности с инфраструктурой на побережье — отсутствие большого пятизвездочного отеля в Юрмале. Но есть и более серьезная проблема: в Латвии до сих пор не слишком развит институт спонсорства. После безвременной кончины Бориса Тетерева, щедрого мецената и яркого талантливого человека, многие масштабные благотворительные проекты зависли или были полностью свернуты. Даже сам Авен с грустью признавался, что пока в совет попечителей фестиваля ему удалось привлечь только трех рижан — Яниса Зузанса, Гунтаса Рависа и Аркадия Сухаренко. Остальные — это его лондонские и московские друзья. Зачем ему это надо? Тут много всего сошлось. Во-первых, Авен частично латыш (дед был одним из тех латышских стрелков, кто охранял Ленина). Во-вторых, амбиция и драйв — запустить правильный проект, от которого всем будет одна только польза. В-третьих, сентиментальные воспоминания юности, которые у него связаны с Юрмалой. Прекрасный климат, удивительная природа. Здесь все буквально создано для восприятия классической музыки. Причем именно в формате уик-эндов: вначале один блок, потом второй, и так далее. Конечно, политическая ситуация с самого начала не слишком благоприятствовала подобному проекту. Но кто сказал, что она навсегда? 

Фестивальную команду Авен тоже поменял. На смену вальяжному Александру Гафину, бывшему вице-президенту Альфа-банка, пришли западные, прагматичные профессионалы Мартин Энгстрем и Мигель Эстебан. Первый создал и возглавляет престижный фестиваль в Вербье, являясь еще и вице-президентом Deutsche Grammophon. К тому же у Мартина скандинавские корни — он сам наполовину швед. Так что о прибалтийских нравах и вкусах знает не понаслышке. 

Вместе с ним над проектами академической музыки трудится опытный продюсер Мигель Эстебан, соучредитель и финансовый директор Академии фестиваля в Вербье. Вместе они составляют мощный тандем, к которому в какой-то момент присоединилась исполнительный директор фестиваля, хрупкая и целеустремленная Зане Чулксента, взвалившая на себя всю непростую логистику с привозом и размещением музыкантов, организацией продажи билетов, проведением концертов.

Соучредители и попечители никак в фестивальную программу не встревают и на выбор худруков повлиять не могут. Это условие, которое Энгстрем поставил с самого начала. Несмотря на все сложности, первый фестиваль «Рига — Юрмала» удался на славу. По версии The Telegraph он был включен в список самых важных и перспективных музыкальных событий 2019 года. Это была победа всей команды. Ну а дальше грянула пандемия, перечеркнувшая фестивальные планы и гастрольные расписания на весь 2020 год. 

В этом году «Ригу — Юрмалу» решили все-таки провести. Когда уже программа была сверстана и объявлена, пришли плохие новости из Мюнхена: заявленный в афише знаменитый Симфонический оркестр Баварского радио вынужден отменить свое выступление из-за болезни нескольких музыкантов. Что делать? И тогда Энгстрему пришла гениальная идея: а что, если создать новый Фестивальный оркестр, какой есть у Аббадо во Флоренции? И назвать его в честь Мариса Янсонса (1942–2019), замечательного человека и великого дирижера, считавшегося совестью в своей профессии, этическим эталоном? Идею горячо поддержали вдова Янсонса Ирина и Совет попечителей фестиваля. 

Фото: Michel Porro / Getty Images
Фото: Michel Porro / Getty Images

Таким образом, 16 июля впервые на сцене «Дзинтари» встретятся музыканты Берлинского филармонического оркестра, Венского филармонического оркестра, оркестра Концертгебау, оркестра Тонхалле и Филармонического оркестра Осло. А возглавит их выдающийся английский дирижер сэр Джон Элиот Гардинер. Символично, что музыкант, посвятивший себя изучению творчества Баха и всю жизнь стремящийся к совершенству, встанет в этот вечер за дирижерский пульт. В программе — Вторая симфония Шумана, Первая симфония Брамса, а также Двадцатый фортепианный концерт Моцарта (солистка — Юджа Ванг) и Фортепианный концерт Шумана (солист — Андраш Шифф). В самом факте рождения Фестивального оркестра им. М. Янсонса — наперекор пандемии и всем сопутствующим обстоятельствам — мне кажется, есть обнадеживающий знак для всех. 

Впрочем, вся программа составлена с невероятным профессионализмом и большим вкусом. Есть несколько знаковых имен, задающих уровень: Миша Майский, Юрий Темирканов, Рене Флеминг, Мария Жуан Переш, Элис Кут… Тут любые комментарии излишни. Если есть возможность, надо немедленно покупать билет и идти. 

Лично меня заинтриговал дуэт Михаила Плетнева и скрипача, восходящей звезды Даниэля Лозаковича. Плетнева знаю еще со времен его триумфов на Конкурсе Чайковского в 1978 году, а с Даниэлем только недавно для «Сноба» делал интервью. Два абсолютных артистических полюса: утро и ночь, трагический мрак и романтический порыв юности. Все это должно совпасть в музыке Шуберта, Шумана, Франка. 

Конечно, нельзя пропустить симфонии Брукнера и Бетховена в исполнении оркестра Концертгебау под управлением Даниэля Хардинга. Ничего равного по мощи этому оркестру на сегодня нет. 

И конечно, грандиозный, аутентичный, нескончаемый Вагнер в исполнении Байройтского фестивального оркестра и двух выдающихся солистов — сопрано Кристин Гекке и тенора Клауса Флориана Фогта. 

Конечно, самый сложный вопрос, который мучает всех: с какими мерами безопасности придется столкнуться гостям фестиваля, если им все-таки удастся добраться до Юрмалы и Риги? К сожалению, тут послаблений не предвидится: на входе в концертный зал все посетители должны будут предъявить действующий цифровой сертификат о вакцинации или справку, подтверждающую факт перенесенной болезни, или отрицательный результат теста на СOVID-19. Маска и соблюдение социальной дистанции в два метра — обязательны. 

— Мы хотим, чтобы наши концерты были доступны для максимально широкой аудитории, — поясняет исполнительный директор Зане Чулкстена, — однако, заботясь о здоровье и безопасности наших зрителей, музыкантов и всей команды, вынуждены принимать непростое решение в соответствии с мерами, установленными правительством. Мы осознаем, что ситуация может быстро измениться, и мы готовы адаптироваться, если будут приняты новые ограничения. А владельцам билетов, которые не смогут посетить концерты из-за новых карантинных мер, будет предложен полный возврат средств. 

Будем все же надеяться, что ничего возвращать никому не придется, а та музыка, которая должна в скором времени прозвучать на фестивале «Рига — Юрмала», станет лучшей наградой за все пережитые печали и тревоги.

Больше текстов о культуре и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь

Вам может быть интересно: