Люди всегда стремились селиться у воды, особенно удобным считалось располагаться у рек — транспортных артерий. В России многие города (например, Москва, Тверь, Нижний Новгород) строились в местах слияния рек с их притоками — на так называемых стрелках. Набережные, в свою очередь, становились не только административным, но и экономическим и даже культурным центром города — здесь, как правило, строили кремль и кафедральный собор, располагали княжескую резиденцию.

В XX веке, когда производство автомобилей поставили на поток, встал вопрос о дорожном строительстве. При этом проектировщики дорог зачастую думали о комфорте автовладельцев, а не пешеходов — вдоль набережных проложили автомагистрали, которые фактически «отрезали» горожан от воды. Сегодня во многих странах это пытаются исправить. Например, дороги вдоль реки Мансанарес в Мадриде «спрятали» под землю, в тоннели, а над ними благоустроили многокилометровые набережные, парковые и спортивные зоны. А в Москве при реконструкции Крымской набережной автодорогу и вовсе закрыли — вместо нее построили целый ландшафтный парк.

Постепенно набережные благоустраиваются и в других российских городах. По данным совместного опроса ДОМ.РФ и ВЦИОМ, в городах с набережными в России живет 72% городского населения (74,3 млн человек). При этом две трети из них (52 млн) проживают в относительной близости от прибрежных зон: то есть могут добраться до воды меньше чем за 30 минут пешком или за 20 минут на транспорте.

Благоустройство набережных — мощнейший катализатор экономического развития города: в прибрежной зоне открываются кафе, рестораны, торговые точки. Как следствие повышается занятость населения, увеличиваются налоговые поступления в местный бюджет, растет турпоток.

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба

За последнее время жилье у воды стало в разы востребованнее и дороже — например, в Нижнем Новгороде с начала 2019 года цены на квартиры у благоустроенных прибрежных зон выросли на 61%, а на другие квартиры в том же районе города — на 35%. Это хороший сигнал для местных властей, которые могут «развивать» набережные в партнерстве с бизнесом. Целесообразно использовать модель, при которой местная власть с помощью талантливых архитекторов «задает» общий тон проекта, а благоустройство конкретных частей берега берут на себя предприниматели (ресторанный или гостиничный бизнес), которые потом получают эти территории в пользование — что создает дополнительные, качественно новые возможности для малого бизнеса.

Если в городе благоустроены набережные, то у его жителей появляется возможность больше времени проводить на свежем воздухе, у туристов — увидеть новые достопримечательности в городах, у бизнеса (в том числе малого) — повысить спрос на свои продукты и услуги, у органов власти —  увеличить индекс качества городской среды и выполнить национальные цели развития в жилищной сфере. Получается, что развитие прибрежных территорий выгодно всем.

Благоустройство набережных актуально более чем для 74 млн россиян — две трети городского населения страны могут стать счастливее и разнообразить свой досуг. В России уже есть успешные примеры «превращения» набережных в центры социального и культурного притяжения: этого удалось добиться, например, в Нижнем Новгороде и Казани — теперь дело за другими городами.

Больше текстов о путешествиях, культуре и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь