Все новости

1600.jpg

«Две трети городского населения могут стать счастливее». Как и почему в России занялись благоустройством набережных

Партнерский материал
«У нас больше половины людей живут около воды», — напомнил Михаил Мишустин во время просветительского марафона, который проводило общество «Знание». Премьер-министр подчеркнул, что большинство россиян волнует вопрос благоустройства набережных, и в качестве примера привел Нижний Новгород, где с «реконструкцией прибрежных территорий» справились успешно. О том, почему именно набережные сегодня становятся центром притяжения горожан и как их реновируют в России и мире, «Снобу» рассказал руководитель Аналитического центра ДОМ.РФ Михаил Гольдберг
8 сентября 2021 18:55

Люди всегда стремились селиться у воды, особенно удобным считалось располагаться у рек — транспортных артерий. В России многие города (например, Москва, Тверь, Нижний Новгород) строились в местах слияния рек с их притоками — на так называемых стрелках. Набережные, в свою очередь, становились не только административным, но и экономическим и даже культурным центром города — здесь, как правило, строили кремль и кафедральный собор, располагали княжескую резиденцию.

В XX веке, когда производство автомобилей поставили на поток, встал вопрос о дорожном строительстве. При этом проектировщики дорог зачастую думали о комфорте автовладельцев, а не пешеходов — вдоль набережных проложили автомагистрали, которые фактически «отрезали» горожан от воды. Сегодня во многих странах это пытаются исправить. Например, дороги вдоль реки Мансанарес в Мадриде «спрятали» под землю, в тоннели, а над ними благоустроили многокилометровые набережные, парковые и спортивные зоны. А в Москве при реконструкции Крымской набережной автодорогу и вовсе закрыли — вместо нее построили целый ландшафтный парк.

Постепенно набережные благоустраиваются и в других российских городах. По данным совместного опроса ДОМ.РФ и ВЦИОМ, в городах с набережными в России живет 72% городского населения (74,3 млн человек). При этом две трети из них (52 млн) проживают в относительной близости от прибрежных зон: то есть могут добраться до воды меньше чем за 30 минут пешком или за 20 минут на транспорте.

Благоустройство набережных — мощнейший катализатор экономического развития города: в прибрежной зоне открываются кафе, рестораны, торговые точки. Как следствие повышается занятость населения, увеличиваются налоговые поступления в местный бюджет, растет турпоток.

Фото: пресс-служба

За последнее время жилье у воды стало в разы востребованнее и дороже — например, в Нижнем Новгороде с начала 2019 года цены на квартиры у благоустроенных прибрежных зон выросли на 61%, а на другие квартиры в том же районе города — на 35%. Это хороший сигнал для местных властей, которые могут «развивать» набережные в партнерстве с бизнесом. Целесообразно использовать модель, при которой местная власть с помощью талантливых архитекторов «задает» общий тон проекта, а благоустройство конкретных частей берега берут на себя предприниматели (ресторанный или гостиничный бизнес), которые потом получают эти территории в пользование — что создает дополнительные, качественно новые возможности для малого бизнеса.

Если в городе благоустроены набережные, то у его жителей появляется возможность больше времени проводить на свежем воздухе, у туристов — увидеть новые достопримечательности в городах, у бизнеса (в том числе малого) — повысить спрос на свои продукты и услуги, у органов власти —  увеличить индекс качества городской среды и выполнить национальные цели развития в жилищной сфере. Получается, что развитие прибрежных территорий выгодно всем.

Благоустройство набережных актуально более чем для 74 млн россиян — две трети городского населения страны могут стать счастливее и разнообразить свой досуг. В России уже есть успешные примеры «превращения» набережных в центры социального и культурного притяжения: этого удалось добиться, например, в Нижнем Новгороде и Казани — теперь дело за другими городами.

Больше текстов о путешествиях, культуре и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь

Вступайте в клуб «Сноб»!
Ведите блог, рассказывайте о себе, знакомьтесь с интересными людьми на сайте и мероприятиях клуба.
Читайте также
В правительстве предложили создать первый город-миллионник на Дальнем Востоке — для этого планируют объединить Владивосток с Артемом и построить между ними новый город-спутник. О том, зачем региону такая городская агломерация, «Сноб» поговорил с экс-директором Департамента регионального социально-экономического развития и территориального планирования РФ Максимом Перовым
В сентябре в издании «Новое литературное обозрение» выйдет книга «Девятый круг. Одиссея диссидента в психиатрическом ГУЛАГе». Ее написал журналист и правозащитник Виктор Давыдов, который сам был заключенным одной из «спецпсихбольниц». Попавшие в них для государства уже фактически не существовали: их заявления и жалобы не рассматривались, а срок пребывания в таких учреждениях не определялся законом. «Сноб» публикует отрывок из главы «Самый страшный день жизни»
Сергей Николаевич
Впервые в истории современного танца героиней балетного спектакля станет ныне здравствующая бывшая шахиня Ирана Фарах Пехлеви. Новый балет «Шахерезада» в постановке Алексея Мирошниченко с участием Дианы Вишневой не только заставляет вспомнить драматичные страницы недавнего прошлого, но и поражает неожиданной актуальностью. О трагической судьбе одной из самых знаменитых женщин ХХ века размышляет главный редактор проекта «Сноб» Сергей Николаевич

«Мнения» на «Снобе»

Ежемесячно «Сноб» читают три миллиона человек. Мы убеждены: многие из наших читателей обладают уникальными знаниями и готовы поделиться необычным взглядом на мир. Поэтому мы открыли раздел «Мнения». В нем мы публикуем не только материалы наших постоянных авторов и участников проекта, но и тексты наших читателей.
Присылайте их на [email protected].