Все новости
Редакционный материал

Как женщины-руководители меняют подход к управлению командой

Среди российских руководителей женщины составляют 41% — это один из самых высоких показателей в мире. Стереотип о гендерной специфике отраслей уже не отражает реальности: сегодня женщины стоят во главе промышленных, строительных, технологических и других компаний, которые традиционно считались «мужскими». Пять женщин — CEO и основательниц компаний — рассказали «Снобу», влияет ли пол на стиль управления и какие правила помогают им успешно руководить командой
27 сентября 2021 12:45
Фото: Сhristina Wocintechchat/Unsplash

Стиль управления

Светлана Шевлик, CEO ГК «А-100 девелопмент»:

Генерировать прорывные идеи и находить решение любой проблемы способна лишь сильная команда. И задача лидера — не просто подобрать подходящих людей, а постоянно мотивировать их и поддерживать здоровую рабочую атмосферу. В любой компании доля сотрудников, которые с самого начала горят работой, не превышает 10–15%. Но рядом с ними всегда есть люди, в которых тоже спрятана способность свернуть горы — ее нужно разглядеть и помочь ей раскрыться. Грамотный руководитель должен понимать, кого из команды нужно «зажечь», у кого уже достаточно мотивации, а кто не готов выходить за рамки привычных рабочих обязанностей.

Чтобы уметь так «видеть» людей, во-первых, требуется хорошая эмпатия — и здесь женщины-руководители находятся в более выигрышном положении, поскольку в этом плане они более чуткие, чем мужчины. Во-вторых, нужно проводить время не только с непосредственными подчиненными, но и с рядовыми сотрудниками. Это позволяет хорошо узнать команду, вовремя увидеть проблему в каком-то отделе и предотвратить ее развитие.

Атмосфера в коллективе и настрой сотрудников во многом зависит от стиля управления руководителя. Мужчины более склонны к крайностям и выбирают либо авторитарный стиль управления, либо либеральный. Я же предпочитаю микс: бывают ситуации, где необходима определенная жесткость и требовательность, — но чаще, наоборот, нужно прислушаться к мнению сотрудников и вместе найти решение. Я стараюсь поддерживать в компании атмосферу прозрачности и открытости. У нас нет диктатуры. Можно называть это «женским» подходом, но на нем уже много лет успешно развивается весь наш бизнес в «неженской» отрасли, поэтому я уверена, что эта стратегия универсальна.

Айя Таксилдарян, CEO Maeutica Branding Agency:

В современном менеджменте часто пренебрегают издержками: денежными, ресурсными и человеческими. Женщины больше внимания обращают на то, какой ценой будет решена задача и как это скажется на команде. Женский менеджмент тяготеет к созданию безопасной среды в коллективе — среды, в которой люди не боятся высказать мнение и признаться в ошибках, не опасаются, что в любой момент могут остаться без работы. Такого рода атмосфера — один из важнейших факторов построения продуктивной команды. 

Кроме того, женщины в большинстве своем от природы более чутки и эмпатичны: они с большей вероятностью заметят, что у сотрудника что-то не так, увидят, если у него есть личная проблема, и найдут к нему подход — а ведь это напрямую влияет на продуктивность человека и, соответственно, на конечный продукт. Эмпатия работает и в общении с клиентами, и при найме людей.

Елена Абашкина, CEO системы обучения и развития персонала Univertus:

Роль женского подхода в управлении командой особенно заметно выросла с началом пандемии, когда многие люди оказались в ситуации сильного стресса, беспокойства за здоровье свое и близких и ограничения социальных контактов. Все это не может не сказаться на продуктивности сотрудников, а попытки «выжать» из них результат в таком состоянии только ухудшат дело. 

К сожалению, именно такую тактику выбирают многие мужчины-руководители — это вытекает из их стремления выйти победителем в борьбе с обстоятельствами. Женщинам же более свойственно искать компромиссы и подстраиваться под обстановку, поэтому в первые месяцы пандемии команды с женщинами во главе часто переходили к новым моделям: например, меняли жесткие KPI на более гибкие OKR, вводили гибкий график работы или пересматривали целевые показатели. 

Мария Лапук, соосновательница PR-агентства Vinci Agency:

В агентской среде ведется напряженная борьба за специалистов: ценные кадры быстро разбирают, и команды пытаются переманить «звездных» сотрудников друг у друга. Мы тоже начинали с попытки собрать команду «звезд» — но при масштабировании эта модель оказалась не самой продуктивной. Поэтому мы пришли к иной стратегии: набираем молодых специалистов на стажировку и обучаем их в процессе. И для такой модели эффективен именно «женский подход»: у стажеров часто возникают проблемы, которые они не могут решить сами, и в такой момент им психологически проще обратиться к женщине, особенно если это молодые сотрудники.

Когда «растишь» команду изнутри, невольно берешь всех ее членов под крыло. Разумеется, невозможно эмоционально болеть за каждого из нескольких десятков сотрудников, но в том, что касается работы, я всегда готова поддержать и выслушать. На мой взгляд, это в принципе характерно для женщин-руководителей — именно поэтому им чаще, чем мужчинам, удается сформировать теплую дружескую команду, где нет никаких подковерных интриг.

Работа с мужчинами

Наталия Солодухова, соосновательница и президент рекламной платформы Buzzoola:

Если ты руководитель, то не важно, какого ты пола. Главное для женщины-фаундера или CEO — уверенный настрой и позиция лидера. Важно концентрировать внимание на собственной экспертизе, профессиональных и личных качествах, постоянно работать над своей внутренней силой. 

Выбирая путь руководителя или предпринимателя, который делает интересный продукт, ты изначально настраиваешь окружающих на отношение к тебе как к равному и профессионалу. А главное, есть возможность собрать команду близких тебе по духу людей со схожей философией, которые будут играть на твоей стороне по твоим правилам. Второй момент — аккуратно выбирать партнеров по бизнесу. От работы с теми, кто склонен дискриминировать по гендерному признаку, лучше сразу отказаться, пусть даже в ущерб бизнесу. В будущем такой подход окупится. Я убеждена, что уверенность в себе и независимость от внешних стереотипов играют великую роль в том, как воспринимают нас окружающие. Уверенный настрой и лидерский напор если не сразу, то очень скоро позволят избавиться от большинства форм дискриминации и предвзятой коммуникации.

Елена Абашкина, CEO системы обучения и развития персонала Univertus:

Поскольку наша платформа в первую очередь направлена на промышленные предприятия, чаще всего мне приходится вести переговоры с руководителями-мужчинами, которые привыкли иметь дело с такими же мужчинами — в силу того, что на этом рынке есть заметный гендерный перекос. И здесь очень помогают именно женские черты — терпение, гибкость, умение интуитивно уловить настроение собеседника. Мужчины часто ведут диалоги достаточно агрессивно — «женский» стиль помогает сгладить углы и не позволить превратить переговоры в соревнование. А перестав чувствовать себя в конкурентной обстановке, собеседник расслабляется и становится более склонен к тому, чтобы выслушать аргументы и принять точку зрения оппонента.

Баланс семьи и работы

Мария Лапук, соосновательница PR-агентства Vinci Agency:

В нашей стране женщине традиционно отводится роль хранительницы домашнего очага: в большинстве случаев именно она уходит в декрет, берет больничные по уходу за детьми и занимается хозяйством. Но это не единственный возможный сценарий. Сегодня можно выбрать любой вариант: идти в декрет или не идти, меняться декретными днями с мужем, выйти из декрета через три недели или через год. Например, в нашей семье в декрет уходил папа, и я знаю множество предпринимательниц, у которых такая же ситуация — просто потому, что один из супругов может себе это позволить, а другой нет. И тем не менее у меня оба ребенка были на грудном вскармливании, и я ездила с ними по командировкам, мероприятиям и конференциям. Главное — не думать, что есть только один сценарий, и не поддаваться ложному чувству вины, даже если вы сталкиваетесь с общественным порицанием за то, что не проводите все свое время с детьми.

Наталия Солодухова, соосновательница и президент рекламной платформы Buzzoola:

Ошибка, которую на старте делают почти все мамы-предпринимательницы — панически пытаться везде успеть. Но это прямой путь к выгоранию. Поэтому лучше сразу смириться с тем, что в каждый отдельный момент времени нужно отдавать приоритет какой-то одной сфере. 

У меня есть муж, трое детей-погодок, много родственников и быстрорастущий AdTech-бизнес. В идеале мне бы хотелось быть вовлеченной во все семейные и рабочие аспекты. Но на своем опыте я поняла, что единственный способ справиться со шквалом задач — сбавить градус перфекционизма и принять тот факт, что добиться идеального баланса невозможно. Профессиональная и личная стороны моей жизни регулярно «перевешивают» друг друга.

И на работе, и дома мне приходится приоритизировать задачи и делегировать часть дел. И тут секрет успеха в четком планировании и разграничении времени на бизнес и семью, а также — в наличии рядом людей, которые могут подстраховать в нужный момент. Я не думаю, что без помощи женщина может совмещать операционное управление бизнесом, заботу о семье и воспитание детей.

Подготовила Александра Мухортова

Поддержать лого сноб
0 комментариев
Зарегистрироваться или Войти, чтобы оставить комментарий
Читайте также
Катерина Мурашова
Даже современным родителям бывает трудно выскочить из старого советского сценария «школа — институт — работа», когда они мечтают о будущем своих детей. И они искренне не понимают, что все их жертвы для воплощения этой мечты на самом деле могут оказаться ненужными, когда дети встают у порога взрослой жизни
Юрий Супоницкий
Светлана Ломакина
С рождением сына жизнь Светы превратилась в вечную дорогу. Иногда дорога приводит домой: в кармане к тому моменту сто рублей, а в холодильнике мышь повесилась. Но жить как-то надо