![Аватар](https://0d314c86-f76b-45cc-874e-45816116a667.selcdn.net/1BFD67D4_85B7_4D04_954C_89DCF3AB8CA9_avatar.jpg)
Джульетта. Танцующие в темноте
![Фото: Стас Левшин](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/f7/d2/f7d2cf36ea7725070d100abe5e4f3e78706e953a067a097d9b06bb96c96ab76d.jpg)
На этом спектакле не полагается быть пассивным зрителем. Тут надо вскакивать со своих мест, петь в полный голос, плясать, размахивать святящимся дисплеем айфона. И плевать, что вас перед началом попросили его выключить. Включайте все! Никто не заметит. Пусть звенит, поет и исторгает страшные звуки «Терминатора». Это вполне входит в условия игры нового спектакля БДТ «Джульетта», показанного на прошлой неделе в рамках московских гастролей.
![Фото: Стас Левшин](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/92/11/9211670312078522758c7872dddca2796f66020ef4ee01623ea4662885c5e2fe.jpg)
Лично я плохо представляю, что делать тем, кто купил дорогие билеты в партер. На таких спектаклях зрительные ряды вообще надо убирать, а старушек с сумочками и сменной обувью не пускать из чисто гуманистических соображений, как когда-то не пускали на «взрослое кино» детей до 16 лет. Они будут чувствовать здесь себя чужими и ненужными.
![Фото: Стас Левшин](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/90/f1/90f1a11a7252fdae2926f9d9cf72fff5ac9f34f2a0b1ef213546be067edb4428.jpg)
Но все по порядку. Итак, есть милая девочка с нежным грузинским именем Муся Тотибадзе (голубое платье поверх красных треников, очки от близорукости, рыжая челка и хвостик — смутное сходство с молодой Моникой Витти). Она идет на кастинг пробоваться на роль шекспировской героини. Дома у нее остался бойфренд, который уже с утра пораньше шпарил Шекспира, снимая при этом себя и свою любимую на айфон — долгое, долгое селфи на видео, куда попадают приметы скромного быта, украшенного большим количеством постеров разных киноверсий «Ромео и Джульетты», а также плакатом фильма «Мечтатели» Бернардо Бертолуччи. Меня это сразу навело на мысль, что в какой-то момент появится третий. И, как показали дальнейшие события, я не ошибся.
![Фото: Стас Левшин](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/08/60/0860e9555c7d4636de6ee03856ea60100340c78e46884fb00cb71d8d1e3488cb.jpg)
![Фото: Стас Левшин](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/13/a5/13a52d182be8dc208ae186be2d6b9b7a551ae0ae6e04e3d2482111e34d3cd259.jpg)
![Фото: Стас Левшин](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/81/87/81879d15d5df3200bffb9e23abb07a68e581c905222a9592999915465be75ac4.jpg)
А вот про сам спектакль, куда пробуется Муся, сказать ничего внятного нельзя. Это, конечно, не Шекспир, и даже не драматический театр, это скорее стендап-шоу или рэп-баттл, где есть набор персонажей со знаковыми именами (Тибальд, Капулетти, Парис) и еще несколько музыкантов со своими инструментами. Какие-то отдельные реплики и монологи из «Ромео и Джульетты» долетают со сцены, чтобы сидящие в зале не забыли, на какую роль претендует Муся. Впрочем, с тем же успехом актеры могли бы декламировать Мольера или Лопе де Вега. Не Шекспир тут «главный распорядитель кредита». И даже не эстонская пара Тийт Оясоо и Эне-Лийс Семпер, режиссеры-постановщики. Они, конечно, все здорово придумали, но выбранный ими формат сам диктует и даже навязывает условия, заставляя забыть о любых театральных условностях и академических табу.
![Фото: Стас Левшин](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/93/3f/933f001ccb6d2afa9cc7f47aefbc2fa0d2798f65f3ba7bb926dea6c84af98135.jpg)
Место действия «Джульетты» — это танцпол, ночной клуб, дискотека 90-х со всем набором любимых шлягеров от Пугачевой до Шнурова, от «Битлз» до Уитни Хьюстон. Это Crazy Horse с гологрудыми девушками в красных трико и одинаковых красных париках. И все это движется, поет, кричит, потеет, брызжет слюной, смело обнажается, демонстрирует шикарные бицепсы и кубики. Словом, отрывается, как в ночь с пятницы на субботу где-нибудь на Central Station. Тебя заводят, а ты вынужден мять программку в потных ладонях. Тебя изо всех сил возбуждают и раззадоривают, а тебе приходится делать вид, что ты сидишь на концерте Георгия Свиридова в Консерватории. Нет, ребята, мы так не играем! Мы тоже хотим. Правда, как у Ивана Федорука (он изображает сценического Ромео) или у Сергея Городничего (Меркуцио) уже вряд ли получится. И ни у кого не получится.
![Фото: Стас Левшин](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/8f/29/8f2900c42849bba707fe6f32a71dd4d90410cd6fd90317185783252d880f9c18.jpg)
Как они все это умеют? Откуда знают? Где успели набраться этой техники, этой пластики? Неужели эстонцы научили? Вообще «Джульетта» — очень западная история. Тут и тотальный театр, и состояние пьянящего транса, в которое тебя вводят всеми доступными и недоступными способами, и атмосфера радостной эйфории, знакомая просвещенным зрителям «Горы Олимп» и других оргаистических действ новейшего времени. Главное, чтобы личность без остатка растворилась в коллективном экстазе, забыв все былые культурные коды и пароли. No regrets, no complaints! Танцуют все!
![Фото: Стас Левшин](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/72/42/7242833b33dd0a56d1e246e5ddee20bb6320167cfc94c6f2427a87a60818426e.jpg)
Сразу бросается в глаза, что Муся Тотибадзе танцует менее уверенно, чем ее театральные партнеры. Тем более что ей надо много петь. И этот девичий голос, старательно и чисто выпевающий попурри из попсовых хитов всех времен и народов, наверное, и есть некая сегодняшняя альтернатива шекспировским монологам.
«Позови меня с собой, я приду сквозь злые ночи… Без меня тебе, любимый мой, земля мала как остров… Только шелковое, шелковое сердце не пылает и не болит… Мне бы в небо, мне бы в небо, здесь я был, а там я не был… All You Need is Love…»
Из всего этого любовного песенного и музыкального мусора и рождается на наших глазах новая Джульетта. Та, которая ослепляет, как электронный баннер, бьющий в глаза и по нервам зрителям. JULIET. Теперь это уже не просто угловатая близорукая девочка с рыжим хвостиком — теперь это мощный бренд, который неизбежно должен привести всех к катастрофе.
![Фото: Стас Левшин](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/a6/f7/a6f7d54d4deb3bcf5be4f4ae269f031179735eb09eefdf96f2cbfd5ecf59e81a.jpg)
Если честно, от второго акта я ждал большего. То ли на «катастрофу» у эстонцев не хватило бюджета, то ли не было достаточно времени. Да и актеры, видно, выдохлись от бешеной 20-минутной дискотеки, где надо было выкладываться, как на олимпийских соревнованиях по многоборью. Поэтому дальше все будет развиваться довольно медленно и минорно. Опять какой-то пыльный, манерный, пудреный театр. Какие-то приседания и экзерсисы. Грубые гримы и гофрированные воротники. Шекспировское многословие, с которым никто не захотел или уже не смог совладать.
![Фото: Стас Левшин](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/1a/eb/1aeb36f8f72d159626aea4aa6b31d13960bc9dc0997b7d7bc7fbe65bfb7c697d.jpg)
![Фото: Стас Левшин](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/20/54/2054b8fec72a9839a9a25ae1d1013097f6f50605cc1a5a92bd386d31b6becf76.jpg)
![Фото: Стас Левшин](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/2a/8a/2a8ac5a0e4ab37a4408dba95355495a823a68f291780e5803e8e1986e9fc7cd8.jpg)
![Фото: Стас Левшин](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/65/8d/658d3f67ec8e58376ad16fa3b1e66842ef0735df112d40dad2af8673e7caa92e.jpg)