Магазин на ладони. Как ретейл по всему миру стал «умнее»
Зашел, взял и вышел
Ретейлеры по всему миру уже несколько лет тестируют формат «умных» магазинов без продавцов. Лидерство в этой области закрепилось за американской сетью Amazon Go. Попасть в такой супермаркет можно, зарегистрировавшись в одноименном приложении и привязав к нему банковскую карту. Далее покупатель может спокойно класть необходимые товары к себе в карман или в «умные» тележки. Благодаря наличию камер на основе компьютерного зрения и сенсоров как внутри корзин, так и по всему магазину любое действие с товаром не останется незамеченным. Когда покупатель уходит, магазин автоматически списывает деньги со счета.
Рост интереса американских покупателей к подобному формату становится достаточным основанием для увеличения числа магазинов сети, считают в Amazon. По данным опроса Piplsay, почти 60% потребителей хотят видеть такой магазин возле дома и рассматривают в экспансии сети угрозу для таких крупных ретейлеров, как Walmart и Kroger. Кстати, Walmart уже объявил о своей готовности к переводу магазинов на полноценную схему с самообслуживанием до конца 2021 года.
В Азии влияние на рынке автономных магазинов планирует укрепить Япония. Местная сеть FamilyMart объявила об открытии тысячи круглосуточных магазинов без персонала к 2024 году. Первый тестовый магазин уже заработал в Токио.
Несмотря на то что открытие автономной торговой точки в среднем обходится на 20% дороже, чем открытие классического магазина, затраты окупаются за счет сокращения стоимости оплаты труда. Япония, кстати, уже давно сталкивается с нехваткой рабочей силы из-за старения населения. В Китае, напротив, ресурсов хватает, поэтому проекты с автоматизированными магазинами так и не взлетели. В целом, по мнению японцев, открытие автономных магазинов может стать удачной идеей для «убыточных» районов, где появление обычных супермаркетов экономически нецелесообразно.
В Южной Корее магазины без персонала пока тестируют крупные телеком-компании: SK Telecom, KT и LG Uplus. Такой формат позволяет посетителям покупать и забирать товары в поздние часы или круглосуточно, как в магазине LG Uplus в Сеуле. В этой точке клиент может самостоятельно стать абонентом компании или приобрести гаджеты, заранее получив QR-код на желаемую услугу дистанционно.
Тренд на развитие дистанционного обслуживания подхватили и в Европе. Спортивная сеть Decathlon в Германии запустила системы самостоятельного сканирования товаров с помощью телефонов Scan, pay, leave. Таким образом, бизнес стремится сократить контакты покупателей и кассиров в условиях пандемии.
Предъявите «лицо»
Использование биометрических данных в ретейле (биоэквайринг, идентификация покупателей и другие) – отдельный активно развивающийся мировой тренд, который становится частью повседневной жизни. По данным экспертов Google AI, к 2023 году формат «плати взглядом» будут использовать более 2,6 млрд пользователей по всему миру.
Например, в Китае покупатели обязаны проходить процедуру сканирования лица при покупке сим-карт. Кроме того, с прошлого года в местных аптеках заработала система распознавания, которая предотвращает продажу некоторых категорий препаратов нежелательным лицам.
В России интерес ретейлеров и их партнеров к биометрии также высок. Услуги биоэквайринга внедряют не только торговые сети («Перекресток», «Магнит»), но и кофейни: свежий пример — CoffeeBean в Москве.
Помимо биометрии, бизнес также развивает направление оплаты по QR-коду. Этот сервис пользуется особой популярностью в Китае и Южной Корее. В России интерес к ней также растет: сейчас QR-коды формируются на многих платежных квитанциях. Но «Сбер» пошел еще дальше, реализовав сервис «Плати QR», который позволяет принимать платежи без использования банковского терминала. Ретейлер Wildberries также выпустил приложение, позволяющее оплатить покупки по QR-коду через систему быстрых платежей.
Когда камеры знают о магазине все
Россия занимает третье место в мире по объему использования камер видеонаблюдения в ретейле. Доля «умных» камер с видеоаналитикой сегодня на уровне 10–15%, и этот показатель будет расти. Такие системы способны составить портрет покупателя, проанализировать его поведение и решить бизнес-задачи.
Успешный кейс применения этой технологии принадлежит американскому ретейлеру Walmart. На базе одного из своих супермаркетов он создал интеллектуальную розничную лабораторию (IRL), которая включает в себя сеть камер с поддержкой искусственного интеллекта. Система информирует сотрудников торговой точки о наличии товаров на полках и о том, когда запасы продуктов необходимо пополнить.
Встроенные в камеры технологии распознавания лиц позволяют расширить возможности аналитики: можно подсчитывать уникальных посетителей — оценивать «возвращаемость» конкретных клиентов и исключать из выборки сотрудников. Так, с помощью камер «М.Видео» удалось отслеживать одиноких посетителей, которым нужна помощь в зале.
Нужны ли инновации покупателям на самом деле
Возможно, если бы не пандемия, ретейл не совершил бы за короткий срок стремительную технологическую революцию. Быстро меняющиеся условия также влияют на процесс принятия решений покупателем. Если покупки можно делать быстро и безопасно, это воспринимается обществом только положительно.
Опросы подтверждают, что в среднем 50% покупателей по всему миру используют бесконтактную оплату — эта цифра увеличится на 30% в ближайшем будущем. Примерно такие же показатели приходятся на сторонников оформления заказов через приложения, чуть меньше (44%) на социальные сети.
Больше текстов о бизнесе и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь