Мираж по имени Элиза. К открытию XIII фестиваля VIVACELLO
«Это и есть Элиза?» — спросил я господина в маске, пока она смущенно раскланивалась и принимала поздравления, прижимая руки к груди. Милая блондинка. Половина лица скрыта под маской, как теперь полагается. Волосы собраны в узел. Платье в крапинку. «Да, это Элиза», — подтвердил мне ее спутник. В его голосе слышалась неподдельная гордость. Вчера эта француженка стала героиней вечера открытия 13-го фестиваля VIVACELLO.
Только что отзвучали последние аккорды произведения, которое было посвящено ей. Концерт для виолончели и гитары с оркестром «Элиза, мой мираж». Автор — молодой французский композитор, гитарист и дирижер Самюэль Струк.
Для фестиваля VIVACELLO имя не новое. В 2019 году Самюэль дебютировал в Москве с двойным концертом для виолончели и аккордеона «Греза Майи». Майя — его дочь. Элиза — жена. В «Зарядье» состоялась международная премьера его нового концепта.
VIVACELLO — единственный виолончельный фестиваль в России. Скрипичных и фортепианных фестивалей сколько хочешь. А виолончель громоздкая, большая. С ней тяжело во всех смыслах. Мне всегда жаль смотреть на несчастные создания, которые тащатся поутру в музыкальную школу, сгибаясь под ее тяжестью. Играть на виолончели могут лишь настоящие стоики. Это музыка на вырост, на аттестат зрелости. По-настоящему она раскрывается только во взрослом возрасте. Виолончель требует мудрости души и недюжинной силы в руках. У нее и звук такой — глубокий, волнующий, серьезный. Голос скрытых страстей и горьких мужских исповедей. Так играл Пабло Казалес, так играл Мстислав Ростропович — горькие монологи изгнанников. Но есть и роковая Наталья Гутман — женщина-феникс, женщина-птица, словно парящая со своей виолончелью в подлунном мире.
Фестиваль VIVACELLO, придуманный его арт-директором Борисом Андриановым при поддержке и патронаже президента фестиваля Иветы Манашеровой, — это каждый раз не просто состязание в виртуозности, но диалог музыкантов разных поколений и школ. Это всегда приглашение к неторопливому и осмысленному разговору.
Вот и на этот раз наряду с концертами традиционного филармонического формата планируется вечер джаза. Кроме признанной классики Моцарта, Генделя, Брамса, прозвучат произведения и совершенно новые (традиционно большая часть программы каждого фестиваля — мировые и российские премьеры). Впервые должна была быть представлена хореография — спектакль Bolero-Extended в исполнении коллектива из Литвы Seiko Dance Company. Но вчера выяснилось, что, увы, из-за сложной эпидемиологический ситуации гастроли литовцев отменены.