Страх и отвращение в Доме Gucci
Это могла быть драматическая история, которая чем-то напоминает шекспировского «Макбета» — таков накал страстей, кипящих в доме Gucci. Но получилась история, знакомая нам по сказкам из детства, — про обыкновенную девушку, в которую влюбился принц и увез с собой в замок.
1978 год. Обаятельная Патриция Реджани (Леди Гага), работающая в небольшой фирме своего отца, на вечеринке знакомится с наследником половины акций Gucci Маурицио Гуччи (Адам Драйвер). Дальше всё как в книгах. Только в книгах рассказывается об истории любви длиною в жизнь, а в «Доме Gucci» — о пути девушки из обычной семьи к власти и деньгам длиною в жизнь. Но декорации те же.
Патриция с легкостью очаровывает неуклюжего ботаника в очках Маурицио, который думать не хочет о том, чтобы войти в семейный бизнес, и вообще хочет быть адвокатом. Ради Патриции он ссорится со своим отцом, Родольфо Гуччи (Джереми Айронс), и работает в фирме отца будущей жены. Все это кажется до боли знакомым. Персонажи в «Доме Gucci» очень типичные: прекрасная женщина-искусительница, слабый молодой человек, попадающий под ее чары, его старый отец, не одобряющий любовь сына, его дядя, готовый помочь в любой ситуации, — словом, если подставить вместо Гуччи любую другую фамилию, разницы никто не заметит.
Можно, конечно, говорить о том, что «Дом Gucci» основан на реальных событиях, а факты не изменишь, какими бы банальными они ни были. Но Ридли Скотт, кажется, сознательно свел эти факты к архетипическим представлениям о том, какой должна быть подобная история. И даже о печальном исходе можно догадаться, не зная реальную историю — настолько предсказуемы герои.
На протяжении фильма большинство из них не эволюционирует: Маурицио как был неуверенным в себе человеком в начале, так и остался им до конца. Семья Гуччи — отец, дядя, двоюродный брат — тоже не более чем функциональные персонажи, да к тому же Скотту они все явно не нравятся. Родольфо живет в искусственном мире, его брат и дядя Маурицио Альдо ― алчен, сын Альдо Паоло ― попросту тупой, к тому же бесталанный и самовлюбленный. Инфантильный и не способный принимать решения Маурицио выглядит не лучше.
Внимания заслуживает только сама Патриция. Маурицио влюбляется во властную, уверенную в себе, но в общем-то очаровательную девушку. Разводится он прямо-таки с чудовищем: алчная, готовая убрать с пути кого угодно, женщина внушает ужас. Леди Гаге, надо сказать, блестяще удалась эта роль: ее Патриция получилась обаятельной, но в то же время демонической, настоящей роковой женщиной.
Именно Патриция — главная героиня «Дома Gucci». Ридли Скотт намеренно строит вокруг нее сюжет, ему хочется наблюдать за девушкой, которая волею судеб (или, если угодно, Эроса) попала в аристократическую семью и которую все считают выскочкой («Ты не Гуччи», ― то и дело напоминают ей). Патриции, разумеется, наплевать на бизнес, семью и прочие мелочи. Деньги и власть ― единственное, что ей реально нужно. Ради них она готова поступиться чем угодно, начиная моралью и заканчивая дядей Альдо, благодаря которому она стала влиять на модный дом. Впрочем, Патриция и сама не скрывает: она, конечно, не «икона морали», зато «честная». Правда, смотря на нее, невольно думаешь: уж не лучше ли искусственный аристократический мир семьи Гуччи, чем такая «честность»?
Впрочем, модный дом безразличен не только Патриции. Сам Ридли Скотт тоже почти не говорит о нем, для него Gucci ― не более чем фон. Кроме вечных пяти букв на бутиках и сумочках о бренде ничего не напоминает. Кажется, что семья Гуччи и модный дом Gucci существуют в двух параллельных реальностях, которые объединены только только дорогущим красным диваном на вилле Маурицио в Швейцарии, который глава дома купил за счет компании. Зритель почти ничего не узнает об истории, коллекциях и показах дома. Для режиссера главным было показать семейную драму.
Очевидно, что отношения Маурицио и Патриции обречены на провал. После брака их непохожесть становится очевидной, они откровенно раздражают друг друга. Это и неудивительно: Маурицио хочет, как и его родственники, жить в свое удовольствие, а Патриция хочет власти и денег. Измена Маурицио и распад семьи выглядит логичным. Сказка про «и жили они долго и счастливо», таким образом, не имела перспектив с самого начала.
В итоге зритель почти три часа наблюдает за перипетиями семьи Гуччи. Фильм если и не растянут, то неравномерен. Отношения Маурицио и Патриции до брака показаны фрагментарно, зато брак занимает больше половины фильма, а развязка происходит в последние полчаса. Концовка выглядит так, будто режиссеру захотелось побыстрее доснять фильм, поэтому он ограничился буквально тремя короткими сценами. Зато часть, в которой показана совместная жизнь Маурицио и Патриции в браке, непомерно растянута и изобилует сценами, абсолютно неважными для сюжета.
«Дом Gucci» ― классическая и, честно говоря, немного надоевшая история о том, как деньги могут развратить человека. Притом что фильм мог бы стать настоящей драмой, он оказался скорее «дешевой опереттой». К слову, именно так в одной из сцен характеризует Gucci молодой дизайнер.