Терем XXI века: как московские предприниматели восстановили заброшенную усадьбу в костромском селе
В костромской глуши, на поляне посреди дремучего леса, стоит волшебный терем, ожившая иллюстрация из детской сказочной книги. Еще 13 лет назад он был деревянной развалюхой, поросшей мхом. Теперь здесь музей русского крестьянского быта и отель. Больше десяти лет назад усадьбу начал реставрировать предприниматель Андрей Павличенков вместе с женой Ольгой Головичер. Андрей и Ольга — москвичи, успешные бизнесмены, которые никогда не планировали поселиться в деревне. У них и даже дачи не было: зачем проводить каждые выходные в одном доме, если вокруг так много интересных мест? И обложившись путеводителями, Андрей и Ольга отправлялись в мини-экспедиции. Так и началась история Асташово.
Однажды Андрей нашел в реестре памятников архитектуры Костромской области записи про деревянный терем крестьянина-отходника Мартьяна Сазонова 1897 года постройки. «Отходниками» до революции называли крестьян, которые занимались сезонной работой, «отходили» из родных деревень на заработки. По одной из версий, разбогатев на строительных подрядах, Сазонов решил принести столичный образ жизни в костромскую провинцию и воздвиг Асташовский терем для молодой супруги Елизаветы. Образ загородного дворца для красавицы-жены он «подсмотрел» в журнале «Мотивы русской архитектуры»: там был опубликован проект зодчего Ропета, одного из основоположников псевдорусского стиля, его павильоны на Всемирной выставке в Париже в 1878 году и в Чикаго в 1893 году так понравились крестьянину, что он решил попробовать повторить их под Костромой.
После революции, когда здешние села пришли в упадок и оказались заброшены, здание продолжало жить и использоваться. Сначала в нем была контора колхоза, затем кинозал, деревенский клуб, почта со сберкассой. В 1970-е он полностью пришел в запустение, но худо-бедно дотянул до наших дней. Наконец, руины взяла под крыло чета российских бизнесменов-энтузиастов.
Но, когда супруги приехали по указанному адресу (впрочем, если быть уж совсем точными, то по географическим координатам, ведь местность вокруг терема была абсолютно заброшенной), они ничего не нашли. Дома попросту не было видно. Его, словно волшебный замок из сказки про «Спящую красавицу», поглотил лес: за годы запустения, советской власти, вымирания деревень в 1990-е участок вокруг терема зарос настолько, что северный лес и бурьян почти полностью закрыли здание.
Но когда Андрей и Ольга, разочарованные, собрались было уезжать, вдруг, в «дебрях сказочной тайги», иначе не скажешь, они и заметили выглядывающую из зарослей башню терема. И одновременно и замерли от восторга, и ужаснулись. По словам Ольги, это была не «пизанская», а «настоящая падающая башня». Время нанесло зданию непоправимый урон — очевидно требовалась реставрация, причем максимально оперативная. Но даже в этом полуразрушенном состоянии величие замысла и масштаб здания впечатлили Ольгу и Андрея настолько, что они забили тревогу, обратились в «Архнадзор» и предложили если и не срочно реставрировать, то хотя бы по возможности законсервировать этот памятник деревянного зодчества. У них тогда еще не было намерения заниматься теремом самостоятельно, но уже появилось желание просто немного помочь в его сохранении.
«Сначала у нас был план привлечь к восстановлению терема каких-нибудь олигархов, чтобы перевезти здание на Рублевку», — рассказывает Ольга. Но ничего не вышло, уж слишком странной казалась затея всем, кому супруги рассказывали о своей находке. Затем Андрей и Ольга предприняли пару попыток пристроить терем в музей деревянного зодчества под открытым небом в Костроме, куда свозят подобные шедевры со всей России. Опять неудачно. Были и неоднократные встречи с чиновниками, но снова безрезультатные. Не было у него и статуса памятника архитектуры, да и вообще хоть какого-нибудь статуса. Не знали про терем и карты — участок, на котором стояло здание, был обозначен на них просто как «пустующие земли сельхозназначения», ни намека на историческое значение здания. Даже для того, чтобы зафиксировать сам факт существования терема, пришлось обращаться в Бюро технической инвентаризации. После того, как терем наконец был поставлен на кадастровый учет и получил «свидетельство о рождении и прописку», его сразу же выставили на торги. Забавно, но кроме Ольги и Андрея, на них пришел всего один человек, да и тот скорее из любопытства.
Андрей и Ольга возвращали зданию новую жизнь не спеша. Сперва при помощи специалистов законсервировали терем, чтобы он больше не разрушался. Затем собрали команду единомышленников и волонтеров и принялись расчищать окружающие постройку территории, восстанавливать дороги. Потом временно укрепили конструкцию. Конечно, после этих манипуляций терем мог бы простоять спокойно несколько лет, но было очевидно: если ничего не предпринимать, здание все равно рано или поздно развалится. И тогда, еще не до конца понимая, во что они ввязываются, Павличенков и Головичер решили восстановить первоначальный облик терема. Так стартовал сложный и редкий для современной России проект деревянной реставрации.
Поначалу этот план казался чистым безумием, ведь уже на первых этапах реставрации стало понятно, что восстанавливать терем придется на свои средства. Смета получилась фантастической — сравнимой с постройкой дома на Рублевке (включая покупку земли). Тем более что с самого начала супруги решили, что кроме отеля в тереме будет еще и музей крестьянского быта. А это еще дополнительные вложения. «Но раз уж ввязываться в затею, то по полной», — объясняет Ольга.
Для того чтобы восстановить терем, его пришлось полностью, в прямом смысле по бревну, разобрать и транспортировать на реставрационную базу в Кириллове, на севере Вологодской области. Даже сама перевозка бревен была невероятным вызовом — десять лет назад ни дороги, ни электричества, ни даже жилья для команды реставраторов в Асташово не было.
Проектом восстановления терема руководил Александр Попов, ведущий реставратор объектов деревянного зодчества в России, известный работой над усадьбой Поленова и спасением памятников деревянной архитектуры на Русском Севере. Под его присмотром специалисты восстановили практически утраченную лестницу, воссоздали сложнейшие резные элементы фасада. Над внутренней отделкой работала белорусская команда деревянщиков.
Для того чтобы здание стало выглядеть как 120 лет назад, специалистам пришлось заменить 40% прогнивших бревен, заново изготовить несколько тысяч утраченных резных элементов — их восстанавливали по старым архивам.
В общем, неудивительно что реставрация терема получила Гран-при премии АРХИWOOD, которая выдается лучшим объектам российской деревянной архитектуры.
Сложнейшей задачей стало и восстановление интерьеров терема. Эта работа заняла четыре года и была максимально детальной: печные изразцы воссоздавали по небольшому, чудом сохранившемуся куску плитки и похожему рисунку, который обнаружили в печных каталогах того времени. Только на эту работу у печных мастеров из Санкт-Петербурга ушло более полутора лет.
По небольшому фрагменту обоев воссоздали изначальный паттерн уже британские специалисты — этой работой руководил профессор Роберт Вестон, работавший со многими старинными английскими поместьями. Потом он даже добавил рисунок в свой каталог, назвав его «Асташовский Дамаск». Цветные витражи терема были полностью утрачены — их, как и роспись стен «под мрамор», делали, ориентируясь на похожие проекты того времени.
Обстановка терема и все номера отеля спроектированы с нуля, но в соответствии с изначальным планом дома. Так, в некоторых номерах нет ванных и душевых комнат, чтобы не нарушать изначальную проектировку здания. Резные кровати, шкафы, прялки, стулья и столы владельцы подбирали, также ориентируясь на примеры эпохи постройки терема.
Первый этаж получился «деревенский» — несколько простых номеров и большая столовая с настоящей печкой. Второй — «буржуазный», с просторными номерами, детской комнатой и парадной гостиной с музейной экспозицией. Впрочем, каждая комната, наполненная антиквариатом из костромских деревень, — сама по себе ценный экспонат.
Терем устроен по принципу «живого музея». Это означает, что все предметы быта, которые находятся в его помещениях, не просто часть интерьера — ими можно и нужно пользоваться: исследовать содержимое буфетов и сундуков, зажигать старинные лампы, листать пыльные книги, слушать пластинки на граммофоне. Для музея была собрана обширная коллекция мебели и предметов крестьянского искусства, газет и журналов того времени, архивных фотографий.
На чердаке экспозиция продолжается, там находится музей советского времени — медпункт, библиотека и кабинет председателя сельсовета. С башни, в которую можно попасть через светлицу, открывается вид на окрестности и глухой лес. Также в тереме работает сувенирный магазин, где можно купить продукты и изделия от местных жителей.
Восстановить историю терема и разработать концепт экскурсии владельцам помогла куратор образовательных и музейных проектов Алена Каменская. Частично расходы на экспозицию покрыл грант Потанина — и это единственная сторонняя инвестиция в проект, все остальные расходы на реставрацию — собственные средства новых владельцев терема.
Ольга и Андрей не ограничивают себя любовью к историческому наследию — уже несколько лет в Асташово проходят практикумы по современной деревянной архитектуре, во время которых проектируются новые объекты, переосмысляющие самобытную историю и мифы края.
7 ноября в чаще леса на прогулочной тропе около Асташово появилась новая необычная достопримечательность — таинственные глаза, которые спрятаны среди деревьев. Природа вдохновила модную уральскую художницу Алису Горшенину на создание такой инсталляции. Одна пара таких «лесных очей» расположена возле самого дома, а вторая — в березовой роще поблизости. Природа словно наблюдает за вами — загадочно, но дружелюбно.
Эта «глазастая» инсталляция дополнила объекты современного искусства, украсившие окрестности терема во время фестиваля современной деревянной архитектуры «Древолюция» еще в 2018 году. Среди них, например, дом на дереве, лавочки, крылья — все они располагаются вдоль экотропы туристического центра Асташово.
Поступок Андрея и Ольги стал примером и для других энтузиастов. Неподалеку от терема Асташово, тоже в костромской глуши, молодые архитекторы из команды «Река Нева» недавно обнаружили еще одни развалины — бывшую церковь Ризоположения села Озерки — все, что осталось от некогда богатого монастыря второй половины XIV века. Проникнувшись историей восстановления соседнего терема, команда изучила материалы архивов и уже принялась возвращать месту былой вид.
Как добраться:
8 часов из Москвы на машине или ночной поезд до Галича и затем полтора часа на такси.
Подготовила Елизавета Вайс