Лидерами рождаются или становятся?

Ученые уже несколько веков пытаются выяснить: лидерство — врожденный навык или приобретенный. Однако их мнения часто расходятся. Согласно недавнему исследованию, каждый рождается с определенными способностями и кругом интересов. При этом тех, в ком изначально заложены лидерские качества, мало. Лидерство — навык, который нужно и можно развивать. Конечно, для этого потребуется время — кому-то больше, кому-то меньше, главное — уверенно идти к своей цели.  

Лидеры бывают двух типов:

Развивать навыки лидера нужно с детства, поскольку личность формируется именно в раннем возрасте. Выявить лидерские качества у ребенка помогут игры:

Тайм-менеджмент. Управлять временем нельзя, но научиться его организовывать — запросто. Навык тайм-менеджмента сегодня один из самых важных: вокруг столько отвлекающих факторов, что ребенку сложно самому сфокусироваться на действительно необходимых занятиях. Научите детей правильно расставлять приоритеты и оптимально распоряжаться своим временем — так они станут более ответственными и дисциплинированными. Помочь в этом могут специализированные курсы.

Не позволяйте детям прокрастинировать и откладывать дела на потом. Эта привычка вредна в любом возрасте, и если не побороть ее в детстве, позже будет сложно концентрироваться на одном деле и доводить его до конца.

Конкретные цели и задачи. Условное «хочу получить пятерку за контрольную» — не подходит. Расскажите ребенку о постановке целей по SMART. Согласно этой концепции, цель должна быть конкретной, измеримой, достижимой, значимой и ограниченной по времени. Может показаться, что такой подход нужен только взрослым серьезным людям, но это не так — просто попробуйте немного адаптировать систему для детей.

Предложите ребенку написать несколько целей на учебный год и помогите сделать их более конкретными. Например: «Я прочитаю три книги и решу 100 заданий до марта, чтобы поступить в лицей мечты».

Самое главное — меняйте слово «хочу» на «сделаю». Конечно, желания крайне важны, но без конкретных целей они могут так и остаться всего лишь мечтами.

Преодоление трудностей. Предложите ребенку попробовать свои силы в разных сферах: защитить проект, поучаствовать в конкурсах, соревнованиях и олимпиадах. На олимпиадах школьники проявляют смекалку, находчивость и развивают гибкость мышления — нестандартные задания заставляют мыслить шире привычных рамок. Именно это и нужно во взрослой жизни. Кроме того, некоторые школьные и университетские олимпиады дают право поступить в вуз без экзаменов — это еще один стимул принять в них участие. Но, конечно, к ним нужно готовиться не меньше, чем к ЕГЭ. «Учи.ру» в течение всего учебного года проводит олимпиады для школьников 1–11-х классов по разным предметам. Основной тур ближайшей олимпиады по русскому языку для учеников 1–9-х классов стартует уже 18 января и продлится по 7 февраля.  

Спокойствие и терпение. Иногда, чтобы добиться результата, нужно уметь быть терпеливым — и без спокойствия здесь никуда. Взрослые для развития этого навыка прибегают к практике медитации, а дети могут добиться того же через долгие монотонные занятия: оригами, вязание, рисование. Навык спокойствия и усидчивости хорошо развивается и с помощью классических настольных игр, например «Монополии» или «Эрудита».  

Управление деньгами. Обращаться с деньгами нужно учиться с раннего детства — тогда во взрослом возрасте человек сможет более рационально распоряжаться финансами. Для этого существуют уроки финграмотности. Возможно, в этом году они даже станут частью школьной программы, а пока можно пойти на онлайн-курсы и программы, которые помогут развить необходимый навык.

Кстати, ребята постарше могут пройти международный тест «16 типов личностей» и узнать, приобрели ли они уже лидерские качества. Например, они свойственны типам «Командир», «Администратор», «Протагонист» и «Предприниматель». Но помните, к какому бы типу личности вы ни относились, лидерские качества способен развить каждый, особенно в раннем возрасте.