Как смотреть авторское кино и заодно прокачивать эмоциональный интеллект
Как мы смотрим кино и каким оно бывает
Человек XXI века становится все более мультизадачным: мы можем одновременно вести машину, общаться с кем-то по телефону и слушать подкаст на фоне. Вечная спешка отразилась и на том, как люди смотрят фильмы в кинотеатрах: например, мало кто выдерживает трехчасовой блокбастер, не отвлекаясь, от начала до конца. Мы достаем телефон и на приглушенной яркости отвечаем на сообщения, выходим покурить, купить воды, возвращаемся и по-прежнему понимаем, что происходит на экране. Такое переключаемое восприятие подходит для развлекательного кино: оно дает людям возможность на несколько часов уйти от суеты и насладиться красивой картинкой. Но есть и другой тип фильмов, который требует от зрителя большего погружения и глубокой внутренней работы.
Всеволод Коршунов, киновед, эксперт «Культурного марафона»:
«У режиссера Ларса фон Триера есть на этот счет знаменитая фраза: “Хороший фильм должен быть как камешек в ботинке” — вроде бы идти можно, но раздражает жутко. Такие фильмы часто относятся к авторскому или артхаусному кино, вспомните работы Андрея Тарковского, Дэвида Линча, Вуди Аллена или Райнера Вернера Фассбиндера».
Французский кинорежиссер и сценарист Робер Брессон попытался разделить кино на категории в зависимости от формата смотрения и степени включения зрителя в процессе, позднее они получили название автоматизированные и деавтоматизированные фильмы. Логику и смысл деавтоматизированного кино понять не просто, для этого нужно тренироваться. Если у зрителя есть желание и амбиции разгадать философию фон Триера или Кубрика, нужно постепенно осваивать искусство вдумчивого смотрения.
Конечно, чем раньше человек начинает этому учиться, тем лучше — как с иностранными языками. Но вряд ли со многими в детстве после просмотра фильмов родители обсуждали, как играет луч света в «Амели» и почему «Алиса в Стране чудес» снята в мрачных тонах. Скорее всего, как и у многих, мама с папой просто включали телевизор и уходили по своим делам.
Виктор Абашев, руководитель центра дополнительного образования Школы «МИР» в Доброграде, методист «Культурного марафона»:
«С детьми нужно не только смотреть кино, но и обсуждать его. Важна рефлексия, чтобы ребята могли осмыслить прожитый ими опыт. Этот процесс помогает развивать умение идентифицировать эмоции, отличать, к примеру, злость от гнева. Общаясь с детьми, можно выяснять, какие чувства возникали по ходу просмотра кино, что испытывали герои и в каких ситуациях, как эти эмоции называются и какие эмоции бывают в принципе. Дискуссии возможны с любого возраста, ведь ребенок высказывает свою позицию, учится формулировать ее и слушать мнение другого человека».
С чего начинается вдумчивое смотрение
Глубина анализа фильма зависит от возраста и степени погружения человека в мир кино. Существует несколько инструментов, которые помогут подготовиться к просмотру. Очень важно найти информацию о режиссере — о его становлении и важных этапах в творчестве, о фильмографии и работе над конкретным фильмом, и познакомиться с историческим контекстом киноленты, без которого иногда теряется задумка. Так, например, в фильме «Однажды в Голливуде» Квентин Тарантино показал альтернативную версию убийства актрисы Шерон Тэйт — для того, кто не знал этой громкой истории, невозможно было понять главную задумку ленты.
Но подготовительная работа — только полдела. Самое главное — включиться в происходящее на экране и увидеть инструменты, с помощью которых режиссер выстраивает диалог со зрителем. Если в этом деле вы новичок, развить насмотренность помогут ролики на ютубе с разборами кинокритиков или подкасты, где киноведы без спойлеров обсуждают новинки индустрии. Можно также использовать интерактивные тренажеры. Например, в проекте «Культурный марафон», выполняя тестовые задания, участники знакомятся с искусством, учатся анализировать художественные произведения и развивают навык критического мышления.
Начать анализ фильмов можно с базовых киноприемов. К таким, например, относится цвет. Киноиндустрия с самого начала стремилась раскрасить черно-белое изображение. Иногда с его помощью режиссеры оставляют подсказки, которые опережают сюжетную линию, как, например, в «Вестсайдской истории» — мюзикле Роберта Уайза и Джерома Роббинса о любви юноши и девушки из враждующих группировок. «Джеты» обычно носят одежду желтого, песочного, оранжевого и светло-серого оттенков, а «Акулы» — красного, лилового, фиолетового и темно-серого.
Всеволод Коршунов, киновед, эксперт «Культурного марафона»:
«Анита, девушка предводителя “Акул”, узнала о чувствах двух влюбленных и может разоблачить их. Однако зритель понимает, что она не будет этого делать: в одной из сцен Анита снимает лиловый халат (классический цвет ее группировки), а под ним оказывается оранжевое платье. Соединение цвета обеих банд в одежде героини показывает ее готовность сохранить тайну Тони и Марии».
Через изменение цветовой палитры можно проследить за мечтами персонажа, как в фильме «Суини Тодд» Тима Бертона. Он выстраивает контраст между тусклым готическим Лондоном и колоритными сценами-фантазиями, в которых миссис Ловетт мечтает о счастливой жизни со Суини на побережье.
Работа со светом — еще один элемент киноязыка. Разный уровень освещенности в кинематографе получил название «высокий» и «низкий» ключ. Высокий применяется в основном в комедиях и приключенческих фильмах, где пространство залито солнцем, героев хорошо видно и нужно передать ощущение счастья и спокойствия, как в «Том лете страсти» Филиппа Гарреля. Низкий ключ используется в триллерах, хоррорах и детективах. Действие там чаще всего происходит в полумраке — тем самым режиссер создает тревожную атмосферу, например, этот прием использовал Ридли Скотт в «Доме Gucci». Режиссер мастерски работает на контрастах: яркая, солнечная Италия, искрящаяся энергией Леди Гага, с одной стороны, и жуткое убийство — с другой. Кино балансирует на грани комедийной пестроты и мрачной драмы благодаря световому объему.
Для более глубокого погружения в мир кинокартины также используют музыку. Главная задача музыкального сопровождения — усилить эмоции зрителя при просмотре различных сцен.
Всеволод Коршунов, киновед, эксперт «Культурного марафона»:
«Режиссеры с помощью мелодий ловко успокаивают, возбуждают, заставляют зрителей плакать или смеяться. Кубрик в своих фильмах часто использовал классическую музыку, чтобы подчеркнуть монументальность происходящего. Но в некоторых сценах режиссер усиливал эмоцию за счет контраста звука и изображения — такой прием называется в кинематографе аудиовизуальный контрапункт».
Например, в сцене из сатирического фильма «Доктор Стрейнджлав» Кубрик накладывает позитивную популярную мелодию на документальные кадры с ядерными взрывами, что рождает противоречие между изображением (трагическим) и звуком (жизнерадостным). Через такой контраст режиссер критикует военных, которые недостаточно серьезно относятся к оружию массового поражения.
А надо ли так все усложнять, если и без авторского кино хорошо живется? Помимо чувства удовлетворения, вдумчивое смотрение способствует развитию у человека эмоционального интеллекта, проще говоря, учит эмпатии. Зритель погружается в историю, как будто легально подглядывает за героями и «подключается» эмоционально даже к тем, кто не симпатичен, — вспомним того же «Джокера» Тодда Филлипса.
Виктор Абашев, руководитель центра дополнительного образования Школы «МИР» в Доброграде, методист «Культурного марафона»:
«Эмоциональный интеллект — это один из основных soft skills (гибких навыков), которые сейчас выходят на первый план и все чаще играют более важную роль, чем профессиональные навыки или знания, которые быстро устаревают и гуглятся в пару кликов».
На пути к вдумчивому смотрению, как и везде, важно сделать первый шаг. Возможно, в начале «включение» мозга будет проходить через сопротивление и отрицание, но по мере прокачки этого навыка тайные знаки, оставленные режиссерами в фильмах, будут становиться явными.
Автор Анастасия Московкина