Спектакли фестиваля «Золотая Маска»
Опера «Любовь издалека» композитора Кайи Саариахо основана на популярной средневековой легенде об одном из первых провансальских трубадуров — поэтов и исполнителей песен, посвященных идеальной далекой Даме. Герой постановки Жофре Рюдель был реальным историческим персонажем, однако достоверно неизвестно, путешествовал ли он в Ливию ради встречи с возлюбленной. «Любовь издалека» не предполагает действия как такового, драматических столкновений и неожиданных поворотов событий. На сцене всего три персонажа, а четвертым становится Средиземное море, разделяющее возлюбленных.
«Антигона» пермского Театра-Театра обозначена композитором Ольгой Шайдуллиной как «опера для драматических артистов». В спектакле-опере — новая партитура, созданная специально для постановки, и переосмысленный текст Жени Беркович, который артисты то пропевают, то проговаривают обрывками фраз. В истории Антигоны, идущей на открытое противостояние со своим дядей, правителем Фив Креонтом, чтобы похоронить родного брата-изменника, режиссер Роман Феодори не дает ответа на вопрос, кто прав и кто виноват. Древнегреческая трагедия здесь показана как человеческая история, в которой сталкиваются желания и стремления разных людей.
Спектакль «Утиная охота» основан на одноименной пьесе Александра Вампилова. В новой постановке режиссер Роман Кочержевский переосмысляет образ «лишнего человека», к которому относят Гамлета, Чацкого, Печорина и героя пьесы Вампилова — Виктора Зилова. Кочержевский переносит героя из советского времени в условное вневременное пространство с костюмами, декорациями и музыкой вне конкретной эпохи. Зилов элегантен, холоден, изворотлив и начисто лишен эмпатии. По мере развития сюжета он все больше погружается в собственную ложь, попадает в передряги и истерично мечется в поисках выхода. Однако ему не хочется сочувствовать, да и отчаяние героя больше напоминает фарс.
Режиссер Лев Додин к Достоевскому обращается нечасто. Так, предыдущий раз — постановка «Бесов» — совпал с крахом Советского Союза. Премьера «Братьев Карамазовых» по последнему и самому депрессивному роману писателя состоялась в ноябре 2020 года. В спектакле Додин размышляет о времени и месте в нем человека, задается вечными вопросами Достоевского, которые звучат актуально и сегодня. Изменяемость, подвижность, многообразие человеческой природы — главные темы для рассуждения. При этом режиссер, как и сам Федор Михайлович, не рассказывает о человеке и даже не изучает человека, он «блуждает» по человеку в ошеломлении восторга и ужаса, восторженного ужаса и ужасного восторга. Эта постановка — странствие режиссера по Карамазовым, самому Достоевскому и современному обществу, в которое Додин и актеры приглашают и своего зрителя.
Спектакль «Тайм-аут» Петр Шерешевского основан на пьесе Марины Крапивиной. В центре сюжета — соцработница Людмила, которая живет вместе с издевающейся над ней дочерью. Героиня отчаянно пытается найти отдушину в череде изнуряющих походов за продуктами и лекарствами для стариков. Действие спектакля разворачивается в пространстве супермаркета, бытовые сцены при этом сменяются фантасмагорическими картинами, в которых подопечные героини предстают в образе скандинавских богов. Так, безрадостное существование Людмила скрашивает своим воображением, но за всем этим чувствуется горечь принятия собственной жизни.
8 марта — «Любовь издалека»
Большой театр, Новая сцена
ул. Большая Дмитровка, 4/2
15 марта — «Антигона»
РАМТ, Театральная пл., д. 2
25 марта — «Утиная охота»
РАМТ, Театральная пл., д. 2
7 апреля — «Братья Карамазовы»
Театр на Таганке, ул. Земляной Вал, 76/21
13 апреля — «Тайм-аут»
Театр Пушкина, Тверской б-р, 23
Начало всех спектаклей в 19.00
Извините, запись закончена.