5 правил певицы Манижи
Обойтись без советчиков
Музыкой я занимаюсь всю жизнь, но при этом не люблю, когда меня называют только музыкантом, певицей, – мне всегда нравилось соединять несколько видов искусства. Свое лицо я искала очень долго. В моей жизни было много разноплановых проектов как в России, так и за рубежом, и часто я оказывалась под влиянием профессиональных советчиков, которые пытались меня научить, как работать лучше: дескать, музыкальная индустрия существует по таким-то законам и, чтобы в ней выжить, надо следовать определенным алгоритмам. Я многому научилась у этих людей, однако мои амбиции всегда придавливало этими «авианосцами» – так я называю огромные команды и лейблы, по правилам которых мне приходилось играть. Некоторым нравится, когда за них все решают, а я не люблю. Поэтому в какой-то момент решила остаться наедине с собой, успокоиться, понять, чего я хочу, а чего нет. Я сама разработала свою рабочую модель и одну из главных ставок сделала на инстаграм. Мне очень помогла семья – для начала они не называли мою затею дурацкой, в отличие от многих моих коллег по цеху. Среди последних я частенько натыкалась на критику и осуждения. Им казалось, что для человека, который столько сил вложил в свое творчество, как-то странно прийти к формату пятнадцатисекундных зарисовок. А я понимала, что в инстаграме как раз получится соединить сразу несколько видов творчества: музыку, видео, арт.
Веселиться по понедельникам
Довольно долго я снимала видео сама. Приклеивала бумажным скотчем телефон к швабре или к штативу, иногда просила маму или сестру побыть оператором. Я собственноручно мастерила декорации, которые появлялись в кадре, делала цветокоррекцию, монтировала, накладывала звук. Старалась каждый понедельник выкладывать новый видеоролик. Понедельники никто не любит, я тоже не люблю, и мне хотелось их сделать веселее. Я просила всех писать мне названия своих любимых песен, выбирала что-нибудь из предложенного, записывала треки в собственной интерпретации и благодарила подписчиков за вдохновение. Мне хотелось не только показать себя, но и сделать сюрприз, маленький подарок тем, кто за мной следит. Последние три месяца я работаю с группой единомышленников, которых нашла опять же с помощью инстаграма. Всегда находятся люди, которые хотят поучаствовать в моем творческом процессе, что-то подержать, чем-то помахать в кадре. Хотя монтирую я по-прежнему сама.
Полюбить рамки
В инстаграме сталкиваешься со множеством ограничений, и чтобы добиться успехов, надо понять, как заставить эти ограничения работать на тебя, понять правила, по которым существует эта социальная сеть. У меня стало получаться – люди начали делиться друг с другом ссылками на мои видео, сарафанное радио заработало вовсю. В начале года у меня было всего пятьсот подписчиков, а теперь их стало сто тысяч (на момент сдачи номера их было сто восемьдесят семь тысяч. – Прим. ред.). Инстаграм – это моя виртуальная концертная площадка. Мне важно, чтобы подписчики чувствовали себя моими друзьями, поэтому я всегда читаю их комментарии и стараюсь отвечать.
Поддерживать любопытство
Может показаться, что людей, которые привыкли слушать мои зарисовки в инстаграме, сложно привести на полноценный концерт, но это не так: им, наоборот, любопытно послушать, что дальше поется в моих песнях. Аудитория не будет интересоваться артистом вне инстаграма, если кормить ее чем-то однообразным и непродуманным. А если постоянно удивлять, поддерживать любопытство, им захочется посмотреть, что же там, за пределами квадратного окна. Мне постоянно пишут: когда же концерт, хотим услышать полные версии песен. Полгода назад мне предложили выступить в оранжерее Таврического сада. Сначала мне казалось, что эта затея вряд ли будет иметь успех, но после того, как я опубликовала информацию о концерте, билеты раскупили за сорок пять минут.
Поймать за пятнадцать секунд
Мы упаковали всю свою жизнь – работу, развлечения, личные и бытовые проблемы – в смартфон. Поэтому человек знакомится с творчеством артистов не так, как, например, в девяностые, – многие не досматривают фильмы, сериалы, даже клипы на YouTube до конца. Люди читают все соцсети одновременно, ведут несколько параллельных переписок с друзьями и коллегами по работе. Мы хотим быть в курсе всего, при этом сознание начинает защищаться от такого количества информации, поэтому мы читаем тексты через строчку, пролистываем все длинное и тянемся к тому, что можно понять быстрее. Мне кажется, из-за этого сейчас в культуре не может возникнуть таких поп-идолов, как двадцать лет назад. Если бы Майкл Джексон или Фредди Меркьюри дебютировали в 2016 году, они бы обязательно столкнулись с теми проблемами, которые порождаются новыми привычками восприятия информации. Поэтому я считаю, что нужно уметь презентовать свою идею за пятнадцать секунд. Можно говорить, что отход от записи альбомов, глубокого и вдумчивого погружения в творчество артистов – это кризис культуры, но я не думаю, что все происходящее с нами сделает нас глупее. Я люблю будущее, часто думаю о том, какой будет культура через полгода или год – может, на нее повлияет какая-нибудь новая социальная сеть. Я не переживаю по этому поводу. Надо пользоваться всеми современными инструментами и делать их частью своего искусства.Ɔ.
Продюсер: Татьяна Мейдман; визажист: Ольга Глазунова.
Одежда и стиль: modardesigns.
Редакция журнала «Сноб» благодарит Московский дворец пионеров за помощь в организации съемки.