Фото: Russian World Vision
Фото: Russian World Vision

Не рекомендовать фильм к просмотру нельзя: чуть ли не главное событие в европейском кинематографе 2015 года, общественный резонанс – огромный, фестивальный успех – зашкаливающий. Рекомендовать тоже непросто: режиссер Ласло Немеш отправляет зрителей в ад Аушвица, предлагая прожить экранное время вместе с героем, узником концлагеря, рядовым тружеником зондеркоманды Саулом (по-венгерски имя древнееврейского царя, прогневившего ветхозаветного Б-га, произносится как Шауль, но я придерживаюсь русского прокатного варианта). Не знаю, можно ли считать спойлером информацию о том, что никакого сына у Саула, скорее всего, нет. Пареньку, которого Саул находит в «душевой» после травли, единственному выжившему из партии (его уже собственноручно добьет нацистский офицер в белом халате), минимум лет тринадцать, Саулу вряд ли больше тридцати, однако героя заклинивает: «это мой сын», пусть знакомцы не раз напоминают, что нет у тебя детей, нет. Пока другие работники зондеркоманды готовят вооруженный побег, Саул тщетно ищет среди заключенных раввина, способного прочесть поминальный кадиш, и делает все, чтобы спасти тело мертвого мальчика от печи и предать земле. Кто рискнет назвать эти действия иррациональными? Холокост отменил все мыслимые нормы цивилизации, и в этом аду путь Саула может оказаться единственно возможным способом искупления вины. В отличие от сходящего с ума героя сам режиссер очень даже рационален: он техничен, ловко управляется с тридцатипятимилли­метровой пленкой, выстраивает сложнейшие планы-эпизоды.

Я не собираюсь уличать его в холодном расчете, профессиональном нарциссизме и изуверской ставке на садистский аттракцион: судя по короткометражкам (одну из них, экранизацию фрагмента «Бесов» Достоевского «Джентльмен откланивается», Алексей Медведев привозил в Москву на фестиваль 2-in-1), он действительно одержим темами боли, страдания и искупления. А главный референс «Сына Саула» – «Иди и смотри» Элема Климова, страшная советская классика, о которой Немеш не устает напоминать. Только того животного ужаса, что внушал фильм Климова, здесь я не испытал – то ли очерствел с восьмидесятых, то ли успел включить защитные механизмы и сосредоточиться на формальной стороне фильма: иначе вправду можно сойти с ума.

3 другие заметные премьеры апреля

Любители видеочатов против безжалостных убийц, рядовой плотник против фюрера и новый маугли против старого Шерхана.

«Логин»

(с 7 апреля)

Фото: Кинологистика
Фото: Кинологистика

Еще один посланник венгерской кинематографии – щедрой не только на мучительное авторское кино. «Логин» – кибертриллер с разумной дозой эротики и крови, чистое развлечение без особых амбиций. Героев связывает подозрительный сайт знакомств – виртуальное пространство не теряет популярности у киношников. Но соблазны и жажда мести вполне материальны даже в виртуальных сферах.

«Взорвать Гитлера»

(с 28 апреля)

Фото: Cinema Prestige
Фото: Cinema Prestige

В продолжение темы густого военного мрака – крепкая кинобиография Георга Эльзера, немецкого плотника, пытавшегося 8 ноября 1939 года совершить покушение на Гитлера. Режиссер Оливер Хиршбигель известен «Бункером», живописавшим последние дни нацистского диктатора. В новом фильме (также известном под названиями «Эльзер» и «13 минут») он всматривается в жизнь настоящего героя – маленького человека, взвалившего непосильную ношу.

«Книга джунглей»

(с 7 апреля)

Фото: The World Disney Studios
Фото: The World Disney Studios

Самый сильный семейный релиз весны – новая версия сказки про человеческого детеныша Маугли, снятая автором «Эльфа», «Затуры», «Железного человека» и «Повара на колесах» Джоном Фавро. Немыслимо реалистичная – мы, конечно, все знаем про компьютерные достижения, но все равно сложно поверить, что это не взаправдашние Балу, Акела, Шерхан и питон Каа, за которого в англоязычном оригинале говорит отчего-то Скарлетт Йоханссон.Ɔ.