Формулы Мориса Бежара
Нынешний фестиваль «Дягилев. P.S.» пройдет под знаком великого французского хореографа Мориса Бежара. После долгого перерыва знаменитая балетная труппа снова в России. Давно уже нет в живых самого маэстро, состарились любимые бежаровские звезды, сама труппа под руководством выдающегося танцовщика Жиля Романа ведет довольно замкнутое, монастырское существование в Лозанне, не допуская новомодных чужаков-хореографов и почти не позволяя переносить балеты Бежара на другие сцены. Этот принцип консервации вызывает немало недоуменных вопросов. Впрочем, есть у него и свои сторонники. В конце концов, должна же быть школа, где танцуют и учат исключительно по Бежару! А это особая техника, особый язык танца, соединяющий и дзен, и йогу, и некий мистический шифр, доступный только верным последователям и ученикам. Символично, что среди названий, обещанных фестивальной программой, значится и индусский балет «Бхакти III», с которого много лет назад и началось в России знакомство с искусством Бежара. Точнее сказать, это был почти любовный роман длиною сорок лет, в который оказались вовлечены многие выдающиеся наши танцовщики: Майя Плисецкая, Владимир Васильев, Екатерина Максимова, Диана Вишнева, Фарух Рузиматов, Андрис Лиепа.
«Свобода» – ключевое слово для понимания философии Бежара. Вот почему его балеты не устаревают и сегодня. Вот почему его «Болеро» по-прежнему так волнует и тревожит. Что-то такое он сумел угадать в глобальном одиночестве человеческого силуэта на пустом красном столе, что-то услышал в мавританской мелодии, нарастающей и преследующей, как дурной сон. Впрочем, таким «Болеро» становится только в том случае, если его танцуют как заклинание судьбы и высших сил, только тогда и можно почувствовать гениальность этой хореографии. Бежару всегда было тесно в рамках своего времени. Модерном его балет никогда и не был. Он был всегда сам по себе.
Впрочем, он и своей классической родословной не скрывал и даже ею гордился. При любом случае с благодарностью поминал своих педагогов, бывших солисток Петербургского императорского балета madame Егорову и madame Волкову. В их студиях он получил свои первые уроки классического танца. Не прошел мимо него и Дягилев со своими «Русскими сезонами». На протяжении всей своей жизни он будет постоянно включать в круг своих балетных ассоциаций и Нижинского, и «Весну священную», и «Петрушку», и «Жар-птицу». Он не перекраивал старые спектакли, не пытался их реставрировать, но с голодной ненасытностью набрасывался на них, превращая в новую, завораживающую реальность. Так что в этом смысле появление Балета Бежара в Петербурге на фестивале, носящем имя Дягилева, вполне закономерно и правильно. Есть тут и другой мотив чисто сентиментального свойства.
Дело в том, что именно на гастролях в Ленинграде в 1987 году маэстро объявил своей труппе, что отныне они меняют дислокацию и даже название. С нового сезона перебираются из Брюсселя в Лозанну. Шаг этот был во многом рискованным и встречен артистами без особого энтузиазма. Но жизнь потом доказала, что Бежар был прав. Для труппы-монастыря, для театра-конвента Лозанна подходит идеально. Не говоря уже о финансовых условиях, которые предоставляли местные городские власти. Прошло почти тридцать лет, и труппа Бежара снова будет выступать в Петербурге на знакомой сцене Александринского театра. В программе – классические балеты Бежара, большинство из которых никогда не были в России, а также новая постановка Жиля Романа Anima Blues.
Кроме этого, в дни фестиваля в модной петербургской KGallery будет развернута фотовыставка Франсуа Паолини, штатного фотографа труппы, снимающего бежаровский балет с 1999 года. Вообще Паолини полжизни снимал репортажи в горячих точках планеты и ни к одному балетному спектаклю ни с какой стороны никогда не приближался. Но его фотографии однажды увидел Бежар и сказал: вот как надо снимать движение! Паолини пришел, посидел на репетициях и за кулисами. Да так там и остался на последующие двадцать лет. Из его работ родился великолепный альбом Chorégraphismes.
По словам Бежара, «в подходе Паолини интересно столкновение двух искусств – фотографии и танца. Движение – увековеченные головокружения и смерть. И тогда фотография исчезает. Теперь она код, магическая формула». В ноябре эти вечные формулы Бежара можно будет снова увидеть как в жизни, на сцене, так и в запечатленном виде в галерее на Фонтанке.Ɔ.