Призывающие дьявола: самые старомодные сериалы
Успех летних экспедиций в прошлое, предпринятых сериалами «Очень странные дела» (Stranger Things) и «Отжиг» (The Get Down), лишний раз доказал, что хорошо там, где нас нет. Нет, правда, как же чудно жилось до того, как мы родились! Это открытие в последние годы будоражит многие телеканалы. Поэтому неудивительно, что вслед за экспериментальным Netflix в машину времени прыгнули базовые игроки рынка.
Главной страшилкой осени хочет стать «Экзорцист» (The Exorcist, с 23 сентября на Fox) – телеверсия мистического триллера номер один. Действие разворачивается в наши дни, второстепенные персонажи получили дополнительные полномочия, а снято все гораздо богаче. Но, кажется, сериалу недостает отваги, которой было не занимать оригиналу. Фильм Уильяма Фридкина, конечно, не стал первым появлением Сатаны на большом экране (еще в 1896 году во Франции сняли жуткую короткометражку «Замок дьявола»), но именно с его съемками связано много зловещих историй. В каком-то смысле это американский аналог экранизации «Мастера и Маргариты»: на площадке один за другим умирали люди, декорации сгорали без видимых причин, а зрители умудрялись получать немыслимые травмы во время первых показов. При этом все самое страшное из фильма вырезали. А уж для телевизионной версии его и вовсе пересняли, убрав лишние богохульства.
Как новый сериал собирается соответствовать своему демоническому предтече, решительно непонятно. Спору нет, телевидение стало свободнее, чем во времена, когда в южных штатах Америки могли запретить «Стартрек» из-за межвидовых поцелуев. Но базовые каналы вроде Fox все еще стеснены в средствах выразительности. Случившийся в 2014 году ремейк «Ребенка Розмари» – хороший тому пример. Впрочем, главное, как говорят экзорцисты, не сдаваться и верить.
На том же Fox 21 сентября выйдет телеверсия «Смертельного оружия» – тетралогии полицейских боевиков, проложивших Мелу Гибсону дорогу в Голливуд, а Дэнни Гловеру – в президенты (ну, по крайней мере в фильме «2012»). Придумавший сагу про молодого сорвиголову-детектива и его дряхлеющего напарника-ворчуна сценарист Шейн Блэк – живая икона. В восьмидесятые и девяностые он сочинял самые душевные боевики на свете. В нулевые был сбитым летчиком, но не сдавался и пробовал себя в режиссуре – в частности, здорово помог таким же аутсайдерам Роберту Дауни-мл. и Вэлу Килмеру фильмом «Поцелуй навылет». А в новом десятилетии Шейн Блэк ставит то блокбастер на миллиард «Железный человек – 3», то блестяще скромных «Славных парней».
Сериал по «Смертельному оружию», разумеется, обходится без Гибсона и Гловера, а действие переносится из прекрасной эпохи в скучную современность. Но в нем, кажется, есть та самая страсть и убежденность в своей правоте, которые вот уже тридцать лет выручают Шейна Блэка. Поэтому стоит дать этому шоу шанс.
Канал CBS тоже хочет сыграть на ностальгии и 23 сентября выпускает «Секретного агента Макгайвера» – новую версию шпионского сериала тридцатилетней давности. Тот старый Макгайвер выгодно отличался от своего сверстника Джейсона Борна (не говоря уже о пижоне Бонде) дипломатичностью и остротой ума. За семь лет в эфире Макгайвер почти никого не убил, зато придумал столько изобретений, что разбору его полетов посвятили целую серию шоу «Разрушители легенд». По состоянию на 2016 год шпионское кино стало столь предсказуемым, что возвращение такого героя – большая удача. Вопрос в том, сойдут ли холеные молодые актеры за тех изобретательных скромняг, которыми все восхищались тридцать лет назад.Ɔ.