Диагноз: пригоден

«Искусственный интеллект внедряется и в медицину, и в косметологию, — уверяет Оксана Чащина, заместитель главного врача по эстетической медицине и дерматологии клиник "Атлас". — Его использование приводит к снижению рисков: повышается эффективность, скорость диагностики и, как следствие, шансы на успешный исход вмешательства».

Чем могут помочь современные аппараты? Во-первых, наглядно показать результат от процедуры в режиме "до" и "после". И это важно: многие пациенты утверждают, что инъекции или аппаратные процедуры, которые проводил врач-косметолог, не оказали никакого эффекта.

«Применяя в практике эти инструменты, можно запротоколировать глубину и количество морщин, пигмента, состояние сосудов, тонус и плотность кожи, — рассказывает Софья Тетерь, врач-косметолог, дерматолог. — После проведенных манипуляций, на повторном приеме, можно снова провести замеры. И наглядно продемонстрировать. Можно сравнить воздействие данных методик на других людей той же возрастной группы. Но самое важное: я могу прогнозировать и демонстрировать 3D-результат воздействий до их осуществления. Без привлечения искусственного интеллекта это было бы недостижимо!»

Сейчас в России есть много аппаратов, которые активно используют в косметологии и дерматологии.

«Самым высокотехнологичным методом диагностики кожи является FotoFinder, — делится Оксана Чащина. — Эта чудо-машина идеальна для раннего выявления рака кожи, например меланомы. Устройство делает высококачественные снимки родинок и других образований, а затем анализирует их с помощью специального программного обеспечения. После анализа аппарат помогает доктору обратить внимание на то или иное образование.

Также косметологи отслеживают динамику результатов с помощью аппарата Meesma, который на основе фотоснимков дает возможность выявить пигментацию, изменение сосудов, наличие морщин и заломов, расширенные поры, деформацию контуров лица и шеи, опущение мягких тканей и изменение их объемов, наличие атрофических изменений лица и шеи.

«Если говорить о микрорельефе кожи, то дерматологи используют инновационные камеры, которые присоединяются к телефонам, — добавляет Чащина. — Очень популярны приложения SkinVision и "Pro родинки"».

Заменить нельзя оставить

Но существуют вмешательства, спрогнозировать исход от которых практически невозможно. И возглавляют список таких непредсказуемых методик инъекции ботокса. «Реакция на данный препарат уникальна для каждого человека, — уверена Софья Тетерь. — Она зависит от множества факторов, таких как тип кожи, толщина мышц, метаболизм, возраст. У человека могут вырабатываться антитела, подавляющие его активность. А сам врач может использовать множество техник и варьировать количество препарата для разных участков лица. Его опыт сильно влияет на итоговый результат. От точности введения ботокса зависит, как именно мышцы расслабятся. Для искусственного интеллекта учитывать такие факторы пока крайне сложно».

Специалист, который полностью полагается на рекомендации машины, рискует. Ведь за результат всегда отвечает врач, а не технология.

«Да, в приложениях и аппаратах есть обширная база данных, — подтверждает Оксана Чащина. — Но именно врач подводит итог и персонализирует рекомендации. И, после проведения дифференциальной диагностики, он делает заключение, опираясь исключительно на свой опыт».

Ближе к народу

А вот где AI чувствует себя намного комфортнее и востребованнее, так это в косметических бутиках. Тут требования к нему не столь высокие, а результат от интеграции практически всегда позитивный.

«К 2030 году у каждого покупателя появится свой личный кабинет, в котором будут записаны все его покупки с разных платформ, — прогнозирует Евгения Литвин, генеральный директор ООО «Бьюти Гудс Дистрибуция». — Там же будет отслеживаться расход продуктов и предлагаться новые варианты на основе предпочтений и трендов».

Звучит интригующе, но что же происходит на точках продаж косметики уже сейчас?

«Покупатели с удовольствием обращаются за помощью к виртуальным зеркалам и примерочным, оснащенным искусственным интеллектом, — рассказывает Евгения. — Им рекомендуются новые образы, исходя из стиля, оттенка кожи, волос и глаз. Сейчас цветопередача не всегда точная. Но мы верим в то, что технологии развиваются, и скоро покупка макияжа станет удобнее. Набирают популярность и так называемые виртуальные советники. Такие как Beauty Genius, позволяющий пользователям задавать те или иные вопросы и получать подходящие рекомендации по продуктам».

Персонально ваш

Производители косметики тоже используют искусственный интеллект, чтобы упростить подбор их средств для покупателей. Первое приложение L'Oréal для диагностики кожи — Vichy SkinConsult AI — было представлено еще в далеком 2019 году. Загрузив в телефон селфи, можно было получить подробный отчет о состоянии кожи и рекомендации по уходу. «Позже L'Oréal подали патент на систему для анализа белков в коже, которая стала основой для выбора уходовых продуктов, — добавляет Евгения Литвин. — Именно благодаря ей возможно подбирать те косметические продукты, которые не вызовут аллергических реакций. Например, за чувствительность к ретинолу отвечают биомаркеры YKL40 и TG3, биомаркер FLG2 связан с огрубением кожи, биомаркер IDE — с морщинами вокруг глаз, биомаркер LCN1 — с потерей эластичности».

Рекомендации по продуктам и процедурам все чаще основываются на индивидуальных биологических данных. Искусственный интеллект уже показывает, что способен анализировать эти данные быстрее и точнее человека, предлагать более персонализированные решения. Пока что окончательное решение остается за врачом — вопрос лишь в том, как долго это сохранится эта иерархия.

Автор: Юлия Кудрявцева